Главная arrow Раскольники.
Раскольники.

Церковь в Камышовке: "Камо грядеши"?

Скандал

В селе Камышовка Измаиль- ского района 16 июля 2011 года произошло знаковое событие. Здесь состоялось освящение церкви святых апостолов Петра и Павла. Казалось бы, чем не праздник? Особенностью события стало обилие милиции и румынских журналистов, присутствие госсекретаря Румынии Эуджена Томака, депутатов румынского парламента, представителей общественности и СМИ. С украинской стороны присутствовали представители районной власти, а также… спецподразделения "Беркут". Присутствие правоохранителей в таком количестве свидетельствовало, очевидно, об угрозе скандала, который, правда, так и не разразился. Хотя конфликт зреет уже давно. Причем, межгосударственного масштаба.


Все дело в том, что новый храм находится под юрисдикцией Бессарабской митрополии Румынской Православной церкви. Одновременно в центре Камышовки возвышается недостроенная церковь, носящая имя тех же святых и принадлежащая Украинской Православной церкви Московского Патриархата. Камышовцы уже на протяжении десяти лет пытаются восстановить церковь, разрушенную коммунистами в 1978 году. Бессарабская митрополия отстроила свою церковь в гораздо более короткие сроки - за три года.
Что представляет собой Бессарабская митрополия? Вот что говорится об этом в Википедии. Бессарабская митрополия основана как архиепископия на территории Бессарабии после принятия 9 апреля 1918 года в Кишинёве Советом страны решения о присоединении Бессарабии к Румынии (ранее, с 1812 года входила в Российскую империю, и на её территории действовала Кишинёвская епархия Российской Церкви). В мае 1918 года российский архиепископ Кишинёвский Анастасий (Грибановский) покинул Бессарабию, отказавшись подчиниться румынским властям, предлагавшим ему войти в подчинение Румынской Церкви. В 1928 году епархия была возведена в ранг митрополии с кафедрой в Кишинёве.
Во время нахождения Бессарабии в СССР в 1940-1941 годы Московский Патриархат, не признававший законности подчинения епархии Румынской Православной Церкви, восстановил над нею свою юрисдикцию. В период с 1941 по 1944 год территория Бессарабии, а также Одесская область, входила в состав Королевства Румыния и находилась под церковной юрисдикцией Бессарабской митрополии Румынской православной церкви.
В 1944 году территория вновь вошла в состав СССР, и деятельность Кишинёвской епархии Московского Патриархата возобновилась.
После обретения Молдавией независимости в 1991 году встал вопрос о возможном присоединении к Румынии. 14 сентября 1992 года группа священнослужителей провела епархиальную ассамблею и заявила о воссоздании отдельной "Бессарабской митрополии" и о переходе в Румынскую Церковь; во главе митрополии стали викарный епископ Бельцкий Петр (Пэдурару) и протоиерей Петр Бубуруз, которые были 20 октября запрещены в священнослужении Синодом Русской Православной Церкви, а 19 декабря 1992 года без отпускных грамот приняты в Румынскую Православную Церковь, которая объявила деятельность Бессарабской митрополии возобновленной.
Как видим, речь идет о деятельности церковной структуры одного государства на канонической территории другого государства. И цели всего этого вполне прозрачны - речь идет о попытке укрепления влияния соседнего государства на граждан Украины.

Церковь -
только начало…
А ведь в словах батюшки таки есть смысл! Камышовка, очевидно, - своего рода эксперимент в далеко идущих планах наших соседей. Расчет на то, что с церковного амвона можно сеять в умы бессарабцев и политические идеи, сделан верно.  Ведь подавляющее число жителей Камышовки составляют молдаване. Потому это село и ряд других молдавских сел Придунавья - предмет пристального интереса наших соседей, которые пытаются вливать в умы населения идею, что молдаване и румыны - это один народ и пора объединяться. Идеи о возрождении Великой Румынии поныне живы и здравствуют. На пути к цели наши соседи весьма последовательны. Они создают свою церковную структуру на территории нашего государства, затем строят здесь свои церкви. Я не ошиблась, употребив слово "церкви" во множественном числе. Ведь Камышовка - не единственное село, где наши соседи пытались реализовать подобные свои прожекты. Попытка строительства своего храма была предпринята Бессарабской митрополией в Новой Покровке. Но там это встретило сопротивление у жителей села и помехи со стороны официальных структур. Еще один "лаз" для подобных прожектов наши соседи нашли в Ренийском районе, где проживает около 18 тысяч молдаван (что составляет 49 процентов населения).
Напомним, несколько лет назад Румыния начала еще один свой политический проект - паспортизацию граждан Украины. Паспорт гражданина Румынии сегодня без труда могут получить наши сограждане, чьи предки жили на территориях, находившихся под протекторатом Румынии (в Южной Бессарабии и Северной Буковине). Само собой, многие (из сугубо практических соображений) этим пользуются. Румыния - член Евросоюза, и, получив ее паспорт, можно без труда колесить по Европе. Так и поступают те, кто не может найти себя в Украине. Кто-то отправляется в Румынию учиться, кто-то - в Европу на заработки. А высшие чиновники за все это время не предприняли ни единого шага, дабы прекратить этот отток. Ощущение, что на данную проблему просто решили закрыть глаза. Чем может обернуться подобная "слепота" украинской власти? Да тем, что наши соседи постепенно, "тихой сапой", пользуясь экономическими проблемами в Украине, сложностями на рынке труда и так далее, будут увеличивать число своих граждан в Украинском Придунавье, а потом заявят, что, дескать,  большинство населения - наши граждане, а следовательно, и территории - наши.  Хорошим подспорьем на пути к реализации данной идеи для румын является и тема ущемления прав этнических румын (на самом деле - молдаван) в Украине. Она весьма популярна в румынской прессе. Думаете, присутствие большого числа румынских журналистов на освящении храма - случайность? Очевидно, они ждали скандала, дабы в красках расписать всё это в румынской прессе. А цель всего этого - привлечь внимание Европейского Союза к теме якобы ущемления прав этнических румын в Бессарабии. В Бессарабии, где действуют молдавские школы, где в храмах ведется служба на молдавском языке, где зарегистрированы молдавские национально-культурные общества. Но для наших соседей - это не пример…

Историю вопроса нам рассказал
сельский голова Камышовки Михаил Дрегля

- С момента разрушения храма и до 1995 года в селе не проводились богослужения, люди ездили в храмы в соседние села, - рассказал Михаил Иванович. - В 1995 году на сессии сельского совета был поднят вопрос о возобновлении богослужений. Решили пригласить священника из Молдавии, чтобы службу вел на родном языке, - село-то молдавское. Священник приехал. Для проведения богослужений было освящено помещение в сельском совете.
В 1996 году Митрополит Агафангел отдал распоряжение священнику, служившему в Камышовке, принять присягу. И тут выяснилось, что отец Анатолий уже принял присягу в Бессарабской митрополии. Поскольку она входит в состав Румынской Православной церкви, у людей это вызвало недовольство. В село прибыл другой священник, тоже из Молдовы - отец Марианн. Но его предшественник продолжал тайно вести службу в другом помещении. Между прихожанами начался раскол, и, не выдержав такой нездоровой атмосферы, отец Марианн отбыл. В 1999 году в Камышовку приехал отец Алексей Греку, который служит здесь по сей день. А в 2001-м сельский совет принимает решение построить новый храм на месте разрушенного. Памятник "Скорбящая мать", который при советской власти установили на месте церкви, перенесли. Началось церковное строительство, в основном - на пожертвования меценатов. Выходец из села Павел Тостоган профинансировал разработку всей проектной документации.
Новый виток в данной истории начался в 2003 году, когда сельский голова дал разрешение на проведение богослужений общиной Бессарабской митрополии - такая на тот момент уже сформировалась в Камышовке. Причем, помещение выделили по соседству с тем, что занимала община УПЦ - на втором этаже здания сельского совета. Вот после этого между представителями общины и началось самое большое противостояние, доходившее порой до драк.
- Когда меня избрали сельским головой, скандал был как раз в разгаре, - рассказывает Михаил Иванович. - От представителей двух общин постоянно поступали обоюдные жалобы. Было очевидно, что им необходимы отдельные помещения для проведения богослужений. На одной из сессий сельсовета я поднял данный вопрос, но депутаты его всерьез не восприняли.
Тогда глава  религиозной общины Бессарабской митрополии Василий Иордакеску приобрел участок недалеко от центра села, и на этом участке началось строительство церкви. Насколько мне известно, он ездил в Бухарест и в Страсбург, собирал какие-то подписи, и, начиная с 2006 года, ему стали поступать деньги на строительство церкви. Одновременно началось и строительство Свято-Петро-Павловской церкви УПЦ - за счет пожертвований. Здесь удалось поднять только стены, и уже два года строительство не ведется из-за отсутствия денег. А вот та (Бессарабской митрополии - ред.) церковь была возведена за три года. Она очень красивая внешне, и, после открытия, больше людей начали ее посещать.
"Но отток прихожан в прорумынскую общину не может не беспокоить", - подытожил Михаил Дрегля.
Отец Алексей (Греку), настоятель строящегося     храма, не скрывает горечи по поводу происходящего.
- Конечно, очень обидно, что мы не сумели противостоять  происходящему. А ведь церковь Бессарабской митрополии построена на деньги Румынии и сугубо в политических целях.  А что касается людей - они, поддаваясь внешнему благолепию, посещают новоотстроенное здание церкви, не понимая, что благодати там нет…

Самострой
К слову, церковь святых апостолов Петра и Павла, отстроенная в Камышовке, - это так называемый "самострой". Разрешение на его строительство инспекцией ГАСК не выдано по причине того, что право на пользование земельным участком под этот объект не оформлено. Хотя проектная документация, утвержденная в законном порядке, у Василия Иордакеску, владельца домостроения, на месте которого построена церковь, имеется…

"Церковь втягивают
в политический конфликт"

Далеко не в восторге от действий соседей и представители Одесской епархии РПЦ. Вот как прокомментировал происходящее благочинный церквей Измаильского округа протоиерей Симеон (Мухин):
- Отстроенный в  селе Камышовка храм принадлежит так называемой Бессарабской митрополии, - говорит благочинный. - Это раскольническое образование. Он находится на канонической территории Русской Православной Церкви, и мы не можем признавать ни само образование этого храма, ни совершение в нем богослужений. Даже если службы в этом храме совершаются законно рукоположенными священниками, то они не имеют должной благодатной силы. И совершенно ясно, что строительство храма преследовало политические цели. Проводя подобную политику по отношению к нашему независимому демократическому государству, правительство Румынии тем самым втягивает церковь в политический конфликт. Мы, христиане, должны помнить слова Христа: "Заповедь новую даю вам: да любите друг друга".
По словам о. Симеона, и в "Правилах святых апостолов" есть слова, которые указывают на неправомерность действий РПЦ по отношению к братской церкви и на ее канонической территории.
- Давайте вспомним исторические обстоятельства, при которых эти территории в последний раз оказались под владычеством Румынии, - подытожил батюшка. - Это была оккупация Бессарабии фашистским режимом Румынии. Так к чему сейчас стремятся вернуться наши соседи?

История учит тому,
что она ничему не учит...
Интересный анализ действиям политического руководства Румынии содержится в материале "Румынские блюда с фашистскими приправами" (украинская газета "Час", http://www.chas.cv.ua/). Все происходящее вызывает прямые аналогии с событиями 30-х годов прошлого столетия. Вспомним, с чего начинала гитлеровская Германия. В том-то и дело, что также с заботы о судьбе немцев за границей и - восстановления их гражданства (!). Что было вслед за этим - хорошо известно. Программа репатриации немцев, проживающих за границей, плавно вылилась в доктрину возрождения Великой Германии. И территории, которые населяются немцами, почему-то в Рейхе стали считать своими. Под этим лозунгом началось вторжение в Австрию (опять же, основываясь на том, что "единый язык - единый народ", Чехословакию и Литву (поначалу в области, где проживали этнические немцы, а затем - и на остальные территории).
Можно, конечно, назвать подобную аналогию излишним паникерством. Тогда зачем румынскому правительству нужна политика паспортизации в соседних  странах? Задумайтесь: в Молдове сегодня около 500 тысяч человек готовятся получить румынские паспорта. А сколько граждан уже получили? А сколько граждан Украины пошли по тому же пути? И ведет ли наше государство какую-то статистику в этом направлении? Ведь соседи (на уровне президента страны Трэяна Бесеску) открыто  говорят о своих планах на возрождение Великой Румынии (прям, аналогия с Великой Германией напрашивается). Ведь ни паспортизация, ни постоянные сетования на ущемление прав румын в Украине, ни открытые попытки нивелировать молдавскую нацию, как таковую, не осуществляются сами по себе. Все это - детали единого плана. Молдавию в румынской прессе называют не иначе как "Восточная Румыния". Парламент Румынии официально требует отмены статьи Конституции Республики Молдова, в которой указано, что официальным языком на территории РМ является молдавский. Более того, и в Румынии, и в самой Молдавии действует общественное движение "Акция 2012", цель которого - объединение двух государств уже в следующем году. Да и политическая элита Молдавии в большинстве своем ориентирована на прорумынскую идеологию. Так что почва в соседней Молдове уже подготовлена. Следует понимать, что Украина - на очереди?

 

В Бухаресте продолжают мечтать о великой Румынии

Румыния строит церкви и раздает свое гражданство в Южной Бессарабии и Северной Буковине, которые до 1940 года находились под протекторатом соседнего государства.

 В Бухаресте продолжают мечтать о великой Румынии | Украина | СЕГОДНЯ

Румынский храм в Камышовке. Из-за него едва не разгорелся скандал между дипломатами Румынии и Украины. Фото: И. Золотухина

После «зеркальной» трассы Киев—Одесса дорога в Южную Беcсарабию (западная часть Одесской области, которая начинается за Днестровским лиманом) кажется сущим адом. Ямы, рытвины и колдобины! Проехав меньше ста километров от Южной Пальмиры, я вынуждена притормозить перед таможенным рукавом: один пункт на въезд, другой на выезд. Молодой инспектор мельком осматривает мою машину на предмет контрабанды и выдает талончик, который нужно отдать его коллеге на второй точке. Без этого автомобиль могут задержать как нечистый. Ведь граница с Румынией (она проходит по Дунаю) совсем близко — около 200 километров. Спустя пару часов, я, наконец, въезжаю в Измаил.

Читайте также: На Закарпатье украинцы массово становятся венграми

Ночью город выглядит недружелюбно. Людей на улицах немного. Фонари горят через один. Но утром все вокруг оживает. Всматриваясь в лица прохожих, я вспоминаю сухие строчки справочника о том, что здесь проживают: украинцы, русские, рома, турки, молдаване, румыны, болгары и гагаузы! Придунайские земли можно смело окрестить перекрестком истории. С давних времен они переходили от одной сильной страны к другой. Со второй половины XIV века — Молдавское княжество. В XVI—XVIII веках — турки Османы. Затем — Россия. А после ее крушения во время Октябрьской революции 1917 года сюда пришла Румыния. Вернуть Южную Бессарабию Советскому Союзу удалось лишь в 1940 году…

Впрочем, долго задерживаться в Измаиле и размышлять о перипетиях истории я не могу. Моя цель — село Камышовка Измальского района, которое в этом году стало знаменитым. О нем много рассказывали и российские, и румынские СМИ. Правда, они упоминали его как Хаджи-Курду (так, поселок назывался еще при турках). Видимо поэтому о случившемся в селе до сих пор мало знают в Украине.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СКАНДАЛ ВОКРУГ ХРАМА

Предыстория конфликта, который сделал Камышовку известной такова. Еще во времена Российской Империи в этом селе был построен великолепный православный собор Петра и Павла. Но Советская власть, как известно, считала религию «опиумом для народа». Поэтому разрушила его до фундамента при помощи военной техники (без нее уничтожить храм не получалось, так как строили его на совесть). Вплоть до развала СССР церкви в поселке не было. Появилась она лишь в этом году. Причем возвели ее на деньги государства Румыния. А управляет в храме Бессарабская Метрополия (БМ), которая расположена в Молдове. Как известно, подчиняется она не Молдавской православной церкви Московского патриархата, а Румынской Православной церкви. А лидера БМ — архиепископа Пэдурару Кишиневского (как и главу УПЦ КП — Филарета) — в Московском патриархате считают раскольником.

— Мы не можем признавать ни сам факт образования Камышовского храма на Канонической территории УПЦ МП. Ни совершение в нем богослужений, — говорит пресс-секретарь Одесской епархии УПЦ МП протоиерей Андрей Новиков.

По слухам, не в восторге от появления первой румынской церкви в Украине и власти нашей страны. Источник «Сегодня» в МИД Украины сообщил, что, по непроверенной информации, после того как храм в Камышовке был освящен, между дипломатическими представителями Украины и Румынии, состоялся крайне неприятный разговор. Но чем он закончился, неизвестно, поскольку официально комментировать эту тему в МИД отказываются.

— В политическом смысле это претензии Румынии, которая имеет виды на данный регион, — считает пресс-секретарь Одесской епархии УПЦ МП Андрей Новиков.

— Не забывайте, что 90% населения Комышовки составляют молдаване, — отмечает источник в отечественных спецорганах. — А Румыния уже не один год утверждает, что молдаване и румыны это один народ и рано или поздно они должны объединиться и снова создать Великую Румынию (напомню, что с 1881 по 1947 годы Румынское королевство объединяло территории современных Румынии, Молдавии и частично Украины и Болгарии. — Авт.). Эту политику они уже не один год проводят в Молдове. А также в украинских селах, где проживают молдаване. Общеизвестно, что в церкви можно проповедовать не только веру в Бога, но и политические идеи.

В то же время глава Одесской областной национально-культурной ассоциации «Бессарабия» Анатолий Попеску эти обвинения отрицает. Он говорит, что Румыния просто заботиться о молдаванах как о братском народе. А двойное гражданство — разрешено во многих странах ЕС. И ничего плохого в этом нет.

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК МОЛДАВАНЕ НЕ ЗНАЮТ

В Камышовке я останавливаюсь около 1-этажного домика, чтобы спросить дорогу к сельсовету. Но открывшая калитку бабулька не понимает ни слова из того, что я говорю. А я не знаю молдавский язык. Поэтому через 100 метров я притормаживаю возле парня на велосипеде. Слово «сильрада» ему незнакомо. Но он владеет ломаным русским и показывает мне, куда ехать. А уже возле сельсовета я вдруг замечаю недостроенную церковь. «Что же это получается? — удивляюсь я. — Румынская церковь уже освящена, а значит и достроена! Выходит, в Камышовке два храма?»

— Эта церковь принадлежит УПЦ МП, — рассказывает настоятель Алексей Грек. — Пару лет назад один киевский олигарх дал на его строительство 50 тысяч долларов. А больше меценатов не нашлось и закончить строительство мы не смогли.

Не сложно догадаться: день, когда в Камышовке освятили румынскую церковь (а это произошло 16 июля) для батюшки Алексея был одним из самых черных в его жизни.

— Я даже казаков из Одессы вызвал! — восклицает он. — Хотел помешать. Это ж какое святотатство! Но не знал точно, когда церемония начнется. И мои казачки опоздали…


Батюшка Алексей из УПЦ МП. «Ищу меценатов, которые дадут средства на нашу церковь!» Фото: И. Золотухина

— Ох что тут было! — вспоминает секретарь Камышовского сельсовета Наталья Триколич. — Сначала «Беркут» из области приехал. Потом автобусы из Румынии со студентами и журналистами. Затем генконсул Румынии. И, наконец, архиепископ Пэдурару Кишиневский. Он и освещал храм. Конечно, прихожане УПЦ МП сначала драку хотели устроить. Но увидели милицию и опомнились. Говорят, кстати, румынские автобусы, которые к нам ехали на границе долго не пропускали. Часов пять продержали! Не знаю только, правда это или нет…

— Вообще-то, люди к этим раскольникам не очень-то и стремятся, — вздыхает отец Алексей. — У них приход не больше 30—40 человек. А у меня на Пасху некуда яблоку упасть. Но постепенно селяне начинают уходить в румынскую церковь. Там можно все красиво сделать: и ребенка покрестить, и обвенчаться. А у нас что?!

РУМЫНСКИЙ БАТЮШКА ХОТЕЛ СХИТРИТЬ

Храм действительно красивый. Как и положено, по православным традициям, с золочеными куполами. Но его окружает забор, а калитка закрыта на огромный амбарный замок. Так что посмотреть на церковь изнутри, у меня шансов нет.

— Отец Анатолий Кристя приезжает в Камышовку каждую неделю на 2—3 дня, — говорит хозяйка из дома напротив церкви, Виктория. — Думаю, что сейчас рассказать о церкви подробно может только глава нашей общины Василий Йордакеску.

Уже через 10 минут я стучусь в ворота Василия Прохоровича. Но мне никто не открывает. Хотя в доме кто-то явно есть. О чем красноречиво говорят подрагивающие портьеры на окнах.

— Да, не будут они с вами говорить! — смеется глава сельсовета Михаил Дрегля. — Им это ни к чему. Вот если бы вы были журналистом из Бухареста…

По словам Михаила Ивановича, борьба румынских и украинских церковников за Камышовский приход началась еще в 1990-х годах.

— Приехал к нам тогда батюшка православный — Анатолий Кристя, пришел к моему предшественнику в сельсовет и попросил дать ему место для служения, — вспоминает Михаил Иванович. — Тот выделил ему комнату в административном здании. А спустя год выяснилось: этот священник из Румынии! И никакого отношения к УПЦ МП не имеет! Пришлось ему из Украины уехать. Но спустя годы он вернулся. Выкупил у нас пару заброшенных домов и построил храм. Теперь собирается в наше село навсегда переезжать. Конечно, мне все это не очень нравится. Между прихожанами двух церквей уже и драки были. Но что поделаешь…

ПАСПОРТ — ПРОЕЗДНОЙ БИЛЕТ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Примечательно, что, по словам местных жителей, вскоре после развала СССР в Камышовке (а также в других молдавских селах Измайловского и Ренийского районов, где проживают молдаване) появились и румынские журналисты. Во всяком случае эти люди так представлялись, когда ходили по дворам и проводили что-то вроде анкетирования. Проще говоря, спрашивали у селян, кем они себя считают. А вдруг румынами?

— Наш народ хитрый, — смеется председатель сельсовета Михаил Дргеля. — Почувствовал, что от румын можно получить какую-то выгоду, многие люди стали называть себя румынами. Но это не помешало им во время последней общеукраинской переписи 2001 года заявить, что они являются молдаванами!

Затем румыны начали снабжать сельские школы с молдавским языком обучения своей литературой (отмечу, что официально в этих школах преподают на молдавском языке, но пишут на латинице, т. е. на румынском). А также возить молодежь на экскурсии и встречи с румынскими политиками и общественными деятелями в Бухарест. Кроме того, приглашать отлично окончивших школу ребят бесплатно учиться в Румынию. Причем, стипендию им обещали 50 евро. Хотя у румынских студентов она — 30 евро! Дальше — больше. Пару лет назад Румыния упростила процедуру восстановления гражданства для людей, чьи предки проживали на Северной Буковине и в Южной Бессарабии, когда они находились под протекторатом Румынии. И несмотря на то, что двойное гражданство в нашей стране запрещено законом, местные жители (в том числе, многие этнические украинцы) бросились получать «корочки». Ведь Румыния — член Евросоюза. Имея ее паспорт, можно отправляться работать или учиться (причем совершенно легально!) в любую страну Старого мира.

— После развала СССР все колхозы распались, — вздыхает Наталья Триколич. — По статистике в нашем селе проживает около 3 тысяч 500 человек. Но большинство из них на заработках в Италии и Германии. А остальные вынуждены ездить в райцентр, чтобы найти случайный заработок. Поэтому удивляться тому, что наши граждане используют румынские паспорта как проездной билет, не приходится.

Нельзя не сказать и о том, что даже во времена СССР многие жители Камышовки мало интересовались новостями из Киева и Москвы. Тогда их больше волновала жизнь в столице Молдавской ССР — Кишиневе. А теперь и вовсе потеряли интерес к столичной жизни.

— А какой смысл? — вздыхают камышовцы. — Сначала были «оранжевые» — много обещали, да мало делали. А теперь «голубые». Тоже много обещают. Но жить лучше пока не стало…

Не поверите! Но в Камышовке даже не слышали о том, что экс-премьер Украины Юлия Тимошенко оказалась за решеткой!

— Мы смотрим румынское телевидение, а газеты читаем из Бухареста, — признаются селяне. — Их язык нам ближе.

СТАРЫЕ ОБИДЫ ПОМНЯТ ХОРОШО

Естественно, на первый взгляд, мне показалось, что молдавские села Южной Бессарабии уже полностью румынизированы. Но это не совсем так. Дело в том, что молдаване не забыли старые обиды, которые румыны нанесли им ранее. В том числе и во время Великой Отечественной войны, когда Измаиловский район был с 1941 по 1944 годы оккупирован румынскими и немецкими войсками (напомню, что Румыния являлась союзником Германии). Тогда здесь работала Румынская администрация, а храмы принадлежали Бессарабской метрополии.


Баба Кристя: «Во время войны румыны меня избили за один кочан кукурузы!» Фото: И. Золотухина

— Когда началась война, я беременная была, — вспоминает 85-летняя баба Кристя из Камышовки. — Во время работы в поле мне очень захотелось есть, и я вырвала початок кукурузы. Это заметили румынские надсмотрщики и так меня избили, что я едва ребеночка не потеряла…

— Мой отец рассказывал, что румыны всегда к молдаванам относились с пренебрежением, — говорит 45-летняя жительница села Марьяна. — Словно и не люди мы. Заставляли селян работать с раннего утра до поздней ночи. Денег не платили и продукты не давали. Люди голодали!

Кстати, похожие истории можно услышать и в молдавских селах Закарпатья. А также в самой Молдове (напомню, что с 1918 по 1940 год она также входила в состав Румынского королевства, а во время Великой Отечественной была оккупирована Румынией). Например, в селе Драгонешты Лазовского района, где родился вице-премьер Украины Сергей Тигипко. Во время командировки туда в 2010 году местные старики рассказывали мне о том, что, хозяйничая в их деревне, румыны превратили молдаван в прислугу и заставляли чистить им обувь!

— Я уверена, что наши люди будут дружить с румынами, только пока им это выгодно, — говорит Наталья Триколич. — А если Румыния вдруг захочет вернуть нас под свой протекторат, будут с ней воевать. Хватит, натерпелись уже…

— Я считаю, что Бог один. Поэтому нет разницы, в какую православную церковь ходить: украинскую или румынскую, — считает местный житель Николай С. — Не грех и паспорт страны — члена ЕС — получить. Я это уже давно сделал, теперь езжу на заработки в Германию. Дом отстроил, двум дочерям высшее образование дал. Но хозяйничать румынам у себя в Камышовке мы не дадим. Так что вам в Киеве переживать из-за нас не стоит...

Мсточник: - http://www.segodnya.ua/news/14285776.html

 

Европа захватывает Украину. Без танков и солдат

29 ноября, 11:25
Мужик
Европа захватывает Украину. Без танков и солдат

Вiкна 22:00

Пока Украина стремится в Европу, Европа захватывает Украину. Без танков и солдат, Румыния ассимилирует населения юга Одесщины и Буковины. Арсенал борьбы разнообразен - от поощрения украинских студентов учиться в Румынии к строительству в селе на Одесщине храма иностранной церкви.

Украинку Татьяну Степановну, проживающего в селе Камишивка, дважды хотели сделать румынкой. Несколько лет назад по селу ходил мужчина и собирал подписи, якобы за восстановление колхоза - вспоминает женщина.

Татьяна Кацафан, жительница с.Камышовка:

Так і зробили, усі люди розписалися, що хочуть, щоб бувший колхоз, щоб був, а він знов той список в Румунії віддав. Ось ці люди всі хочуть в Румунію йти туди.

Это вторая попытка, по словам крестьянки, записать жителей Камышовки в ряды желающих получить румынское гражданство. Еще в 90-х в село приезжал батюшка из Молдовы, также собирал подписи. Обещал привезти в село священника на постоянную службу, зато прислал список в Бухарест.

Татьяна Кацафан, жительница с.Камышовка:

Перехрестю ще. Я стара, 70 років, мені не треба брехати. Бачите, що за політика. Нащо мені та Румунія?

По словам Татьяны крестьян на это подталкивает Василий Иордакеску, председатель местной религиозной общины святых Петра и Павла. Он считает себя румыном и сожалеет, что в украинском паспорте отменили 5-ю графу.

Под защитой православия глава религиозного общества подразумевает строительство в селе румынского храма. Но сельсовет побоялся под него выделять землю. Доходило даже до драк между верующими Украинской церкви и единомышленниками Иордакеску. Но он добился своего. Продал румынам собственный двор – теперь здесь хороший златоверхий божий дом.

Андрей Ротарь, священник с.Камышовка (Румынская православная церковь):

Здесь старая Бессарабия. Поэтому мы имеем право здесь строить. Где собирается большинство людей одного гражданства, могут строить для них. Не грех у них посетить, не грех и у нас посетить – потому что все православные и они, и мы.

Протоиерей Алексий, настоятель церкви св. Петра и Павла (УПЦ МП):

Это уже явный раскол. По церковным канонам они не имеют права находиться ни на территории Молдавии, потому что это территория Московского патриархата, ни на Украине. Они считают, что это румынская территория.

Протоиерей Алексей потерял часть своей паствы. Храм, в котором он должен служить, никак не достроят уже десяток лет. Не хватает денег. Зато церковь соседнего государства возвели буквально за 3 года – за почти 300 тысяч евро румынского мецената. Со временем все больше крестьян переходит под золотые купола.

Церковь поддерживает и официальный Бухарест – департамент по связям с румынами отовсюду. Поддерживает и успешных учеников. Всех отличников Румыния забирает учиться к себе. Сельский председатель жалуется: в населенном пункте нет врачей, а в последние годы в соседнее государство выехали аж 5 медиков-студентов.

Михаил Дрегля, сельский голова Камышевки:

Мы теряем молодых, талантливых специалистов, которые могут работать у нас. И родители смотрят на то, что им выгоднее, чтобы они обучались в Румынии, потому что здесь им надо платить, а там еще им платят стипендию 96 евро в месяц. Это тоже большой плюс.

На юге Одесской области и Буковине украинцам выдают румынские паспорта. Эти территории во времена Второй мировой входили в состав Румынии. Бухарест это называет восстановлением румынского гражданства. По неофициальным подсчетам в Украине 50 тысяч граждан с румынскими паспортами.

Евгений Пундик, секретарь Измаильского городского совета:

Выдача двойных паспортов. Да, она идет повсеместно. Есть люди в селах. Конечно, мы это все знаем, мы это все отслеживаем, мы плотно работаем со службой безопасности, но законодательной нормы у нас нет.

Официально Румыния – страна-член НАТО и Евросоюза – территориальных претензий иметь не может. Однако некоторые аналитики утверждают: когда румын на юге Одесской области будет более 20 процентов, Бухарест будет иметь полное право требовать национально-культурной автономии. И защищать своих граждан от притеснений со стороны Киева.

Источник: -  http://vikna.stb.ua/ru/news/2011/11/29/84405/

 

 

"Освящение" раскольнической церкви

ImageImageImageImage ImageImageImageImageImageImageImage

 

Румыния пытается "проглотить" юг Украины

Выиграв суд по острову Змеиный, наши юго-западные соседи воспряли духом, активизировав уже было провалившуюся кампанию по «орумыниванию» молдавского населения Украины. В южных районах Одесской области и на Буковине снова «шастают» румынские дипломаты, пропагандируя идеи Romania Mare — Великой Румынии. Из последних инициатив Бухареста - установка в селе Озёрное Измаильского района Одесской области памятника маршалу Александру Авереску, которого ещё называют «покорителем Бессарабии». В апреле Румыния отмечает 150-летие этого деятеля.
9 марта 2009 года в Озёрном, на родине Александру Авереску, состоялся симпозиум, посвящённый этой «славной» дате. В нём приняли участие представители муниципального отдела культуры румынского города Галац, а также сотрудники Генерального консульства Румынии, в частности, вице-консул Аурелиан Ружин.
Организатором мероприятия выступило экологическое общество «Ялпуг». Его руководитель - Пётр Шкепу, он же возглавляет Христианский демократический альянс румын Украины.
Как заявил на встрече с жителями села Аурелиан Ружине, установка памятника была согласована ещё несколько лет назад с Озернянским сельским советом. Определили даже место, где будет находиться изваяние маршала. Сама скульптура была изготовлена в Румынии. Бухарест готов покрыть и все расходы по её перевозке в Украину.
Молдавская общественность в шоке. Ведь маршал Авереску, бывший два раза премьер-министром Румынии, — ни кто иной, как «завоеватель Бессарабии», человек, командовавший войсками, которые оккупировали в 1918 году современные Молдавию, часть Одесской и всю Черновицкую область. Оккупация продлилась с перерывом до 1945-го года, ни принеся ничего хорошего местному населению.
Руководитель Союза молдаван Украины Анатолий Фетеску считает, что установить памятник маршалу Авереску, «это то же самое, что поставить где-нибудь в Смоленской области памятник генералу Гудериану».
А. Фетеску: он, несомненно, выдающая личность для румынского государства. Но он же был одним из тех политиков, которые стояли у истоков движения за великую Румынию. В истории Молдовы были разные периоды. Был момент, когда была создана Молдавская демократическая республика. В тот момент румыны ввели 150 тысяч солдат на территорию этого государства. Сейчас они пишут - для установления демократии.
Такие вот дела… Между тем, как стало известно, украинские власти палки в колёса румынам вставлять не будут.
Представитель Измаильской районной государственной администрации: в конце концов, Авереску же родился в Озёрном. Вообще, у румын в последнее время явно поднялось настроение. С начала 2009 года посланцы Бухареста зачастили в южные районы Одесской области, вмешиваясь практически во все сферы жизни местного населения.
Источники в Министерстве иностранных дел сообщают, что в январе 2009-го года уже упоминавшийся вице-консул Аурелиан Ружине посетил храм Украинской православной церкви Московского патриархата в селе Приозёрное Килийского района. Настоятель храма Михаил Стегареску попросил дипломата «подкинуть деньжат» на реконструкцию и ремонт церкви. Румынский дипломат согласился, выдвинув одно условие: отец Михаил со своей паствой должен перейти под юрисдикцию так называемой «Бессарабской митрополии» Румынской православной церкви.
Об этой организации неоднократно писали наши масс-медиа. Бессарабская митрополия функционировала на территории Молдовы и Украины до 1944 года, пока её не упразднили, как структуру, поддерживающую оккупантов. В 90-х годах двадцатого столетия митрополия возродилась, снова начав вести активную антиукраинскую деятельность. В 2004 году митрополит Одесский и Измаильский Агафангел написал возмущённое письмо заведующему отделом одесской областной администрации по делам религий Анатолию Сенчуку. Священнослужитель обвинил госчиновника в том, что тот «сделал всё, чтобы оперативно зарегистрировать общину так называемой «Автономной православной церкви» во главе со «священником Бессарабской митрополии» Анатолием Кристя в селе Камышовка Измаильского района Одесской области».
«Целью создания на территории Одесской области румынской «Бессарабской митрополии» является не только духовный прозелитизм, но и пропаганда уже внутри украинского государства идеи отторжения от Украины юга Одесской области», — писал владыка.
В октябре 2007 года Синод Румынской Православной Церкви образовал три епархии Бессарабской митрополии, которые существовали на оккупированных территориях до 1944 года. Их центры располагаются в молдавских городах Бельцы, Кантемир и Дубоссары, но со временем румыны намерены перенести епископские кафедры в украинские города - Хотин, Измаил и Белгород-Днестровский.
Эта инициатива вызывала резко негативную реакцию со стороны Украины и Русской православной церкви. Скандал заставил новые епархии на время затаиться, но, судя по всему, сейчас они готовы приступить к активным действиям.
Идея Romania Mare живёт!
 
Александр Глебов, http://www.odessaglobe.com/novosti/8074/
 
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 2 3 [Следующая] > [Последняя] >>

Результаты 1 - 9 из 22