Главная arrow Новости arrow В церковный раскол на Украине хотят вмешаться румыны

В церковный раскол на Украине хотят вмешаться румыны

 Как объяснил суть дела Василий Настас, сегодня фактически речь идет об "назначении отдельного епископа, который бы подчинил себе 106 румыноязычных религиозных общин УПЦ (МП)". Очевидно, что при помощи этого епископа общины планируют подчинить Румынской Православной Церкви.

Украинскую Православную Церковь в области возглавляет митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. В церквах каждого из преимущественно румыноязычных районов области - Герцаивском, Глыбоцком, Сторожинецком и в Черновцах - богослужение ведется на румынском языке.

На создании отдельного "черновецкого викариата" для северо-буковинских румын настаивают также представители "румынских культорологических обществ, которые действуют на территории области". Свою позицию они мотивируют тем, что в Румынской Православной Церкви существует викариат, который объединяет украинские приходы. "Хотя мы знаем, какова там в самом деле ситуация с нашими украинцами, в том числе церковная", - объяснил Василий Настас.

Самой лучшей иллюстрацией этому является неудовлетворительная ситуация с сооружением в Сучаве украинской церкви святых Петра и Павла, сообщает "Православие.ру". Особое непринятие с румынской стороны вызвало то обстоятельство, что она должна была называться "украинской". И хотя эта церковь канонически должна была подчиняться Румынской ПЦ, румынская власть долго откладывала разрешение на ее строительство, не выделила на это никаких средств, но вместе с тем теперь предлагает свою помощь в строительстве и ремонте церквей, в приобретении церковной утвари и румыноязычной теологической литературы для румын Украины. Особенно большие средства выделены для церквей в селах Грушовка и Дубовка Глыбоцкого района. В государственном бюджете соседней страны все эти расходы проходят отдельной статьей "вклад государства для Румынского Патриархата с целью поддержки румынских церквей за границей".

По мнению заведующего сектором по делам религий ОГА Василия Настаса, следствием создания викариата на базе румыноязычных приходов может стать новый церковный раскол. По крайней мере подобные околоцерковные игры светских лиц привели к расколу православия в соседней Молдавии и к образованию отдельной Бессарабской митрополии, подчиненной РумПЦ. Перейдя из-под юрисдикции Русской Православной Церкви к РумПЦ, митрополит Петру (Пэдурару) сначала включил в свой официальный титул "митрополита Бельцкого, Хотинского и всей Бессарабии" название города, который находится на территориях Украины. Лишь после протестов украинской стороны он изъял название Хотина из официальной титулатуры, хотя и теперь время от времени наведывается в Черновцы.

Румынская Православная Церковь имеет свои планы и относительно старообрядческой Церкви. По словам Василия Настаса, пока она также расколота, поскольку в ней также существуют две митрополии - Московская и Браильская (в Румынии), которые не могут между собой разобраться.

С целью пропаганды своих идей в область наведываются миссионеры из соседнего государства. Случается, что заграничные гости несут в 106 румыноязычных приходов, существующих в Черновецко-Буковинской епархии УПЦ (МП), не столько слово Божье, как сепаратистские настроения. Гражданам Украины румынского происхождения рассказывают, в частности, о том, как много для них делает румынское государство, а украинское не помогает даже в сооружении храмов. Вместе с тем Василий Настас убежден, что запланированная отмена виз для граждан Румынии для посещения ими Украины не помешает власти и Церкви проконтролировать эти процессы. А вот предлагаемая к утверждению новая редакция Закона Украины "О свободе совести", в которой предусмотрена регистрация религиозной общины на письменное требование лишь трех человек (теперь для этого надо иметь согласие 10 лиц), может принести немало вреда.

Еще в конце 2003 года в Украине зарегистрировали первый приход Румынской Православной Церкви - в селе Камышевка Измаильского района Одесской области. В ней служил священник Бессарабской митрополии РумПЦ о. Анатолий Крыстя. Остальные приходы находятся в тех местностях Украины, где проживают этнические румыны (преимущественно это Черновицкая область, а также Закарпатье), и входят в состав УПЦ (МП), хотя службы в них ведутся на румынском языке.

Что касается Румынии, то в областях Мараморощина и Банат приходы в украинских этнических селах входят в состав Украинского викариата Румынской Православной Церкви и богослужения в них совершаются на украинском языке. Викариат пользуется административной автономией, состоит из двух благочиний, которые объединяют 36 приходов с украинскими священниками. Приходы в Южной Буковине лишены возможности войти в викариат и принадлежат непосредственно к местной архиепархии Румынской Церкви. Украинский язык употребляется здесь в храмах только нескольких сел.

Официально Румынская ПЦ признает единой канонической Православной Церковью в Украине УПЦ (МП), тем не менее существуют контакты с раскольниками из УПЦ КП и УАПЦ. Возможность перехода под юрисдикцию Украинской Православной Церкви в викариате не отрицают, однако считают, что это зависит от статуса румынских православных общин на Украине.

Кроме того, в Мукачевской греко-католической епархии есть несколько румыноязычных общин, которые обслуживает священник-украинец из Румынии, а в составе Мараморошской епархии Румынской Греко-Католической Церкви есть украинский викариат, но с более ограниченными, нежели у православного, правами.

 
« Пред.