Главная arrow Пророчества Св. Отцов arrow Листовки arrow Из истории икон, миро и слезы источавших.

Из истории икон, миро и слезы источавших.

Книга Е. Поселянина "Сказание о чудотворных иконах Богоматери..." повествует о почти тысяче образов Матери Божией, прославившихся чудотворениями за всю историю христианства. Главным основанием для почитания того или иного образа чудотворным всегда было удостоверенное дарование конкретной помощи людям, будь то исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние (Елецкая-Черниговская, Ченстоховская-Тывровская, Царевококшайская, Жировицкая, "Милующая", Ахтырская, Галичская, Дубовицкая), исходило благоухание ("Елеоточивая"), звучал глас ("Скоропослушница", Югская, Смоленская-Соловецкая), икона сама собой обновлялась (становилось светлым прежде темное изображение) (Касперовская, Серафимо-Понетаевская). От некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы, миро (маслянистая жидкость). Истечение крови ("Закланная", Долисская, Ченстоховская, Иверская, Кипрская, Пахромская, "Нечаянная Радость"), как правило, происходило из нанесенной образу раны - для вразумления людей, оскорбивших святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы ("Плачущая", Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская, Пряжевская, Рядитенская, Казанская-Высочиновская, Казанская-Каргопольская, "Умиление" -Новгородская, Каплуновская, Мирожская, "Знамение" -Новгородская, Корсунская-Изборская), воспринимались и как знак скорби Божией Матери о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о чадах Своих. Так, епископ Романский Мелхиседек, один из первых очевидцев истечения слез от иконы, получившей впоследствии название "Плачущей" (в Румынском Сокольском монастыре в феврале 1854 г.), говорил, что подобные события происходили и в древности и что это "всегда предвещало тяжкие испытания для Церкви Христовой и для Отечества". И действительно, Сокольский монастырь, религиозно-национальный центр Румынии, вскоре был упразднен [1]. С 16 по 24 апреля 1662 года плакала Ильинско-Черниговская икона Божией Матери. Это случилось спустя четыре года после написания образа. Историк того времени Величко свидетельствует, что "указанным предзнаменованием Божия Матерь явила Свою особенную любовь и милосердие к верующим, почитающим Ее икону. Ей угодно было явить также Свое сострадание к бедственному положению православных малороссов..." [2]. Впоследствии эта икона прославилась многими дивными чудесами. Они описаны и святителем Димитрием Ростовским в его книге "Руно Орошенное", где он высоким слогом воспел скорбь и милость Небесной Заступницы: "Плачет над нами, любит бо нас, и, видя струпами беззаконий согнивших, и в гробе злаго обычая лежащих, и всеконечне душею умерших, соболезнует нам и состраждет, слези точит, якоже Иисус над Лазарем... Ея бо ради слез милосердствует Господь о народе христианстем, оставляет беззакония людей Своих, покрывает вся грехи их, укрощает весь гнев Свой <...> и дает нас Матери Своей во защищение. О сило слез Марииных!" [3] Церковному преданию известно всего несколько икон, от которых источалось святое миро. Еще в древности, в VI веке, на Писидийской иконе струился елей от руки Богородицы. Впоследствии это чудо было утверждено в своей истинности VII Вселенским Собором. В XIII веке после усердной молитвы блаженного Прокопия и людей о спасении от каменного града Великого Устюга по иконе Благовещения ("Устюжского") потекло миро - "знамение совершившегося над городом милосердия Богоматери" [4]. 16 сентября 1392 года миро возникло от десницы Богоматери на Толгской иконе. В 1592 году образ "Похвалы Пресвятой Богородицы" похитили с Афона разбойники. Но, когда икона покрылась благовонным миром, они раскаялись и вернули святыню. На пятой седмице Великого поста 1635 года в Оранском Богородицком монастыре Нижегородской епархии во время вечернего славословия с акафистом на Владимирской-Оранской иконе от главы Младенца Иисуса истекло миро и весь храм наполнился благоуханием. В близком нам XIX веке, в 1848 году, в Москве в доме полковника Д. Н. Бонческула находился только что написанный список чудотворной иконы "Споручница грешных". В Пасху икона заблестела, и на ней увидели капли, похожие на дождевые. На ощупь они были маслянисты и благоухали. Через помазание чудной влагой получили исцеление больные. Образ пожертвовали в храм, где он прославился и другими чудотворениями. Можно определенно сказать, что вплоть до XX века мироточение или слезоточение (в книге Е. Поселянина описаны соответственно 6 и 12 - за почти 2000-летнюю историю Церкви) - крайне редкое и необычайное явление. Само по себе оно не было событием, на основании которого икона считалась чудотворной. Обычно она обнаруживала свою исцеляющую силу по молитвам перед ней до или после мироточения, которое лишь указывало на избранность иконы. Почти всегда миро собиралось и употреблялось именно для исцеления душевных и телесных недугов (совершенно подобно чудесному миру от мощей св. угодников). Это свойство вошло даже в определение понятия, данное в "Полном церковнославянском словаре" (сост. Г. Дьяченко): "Мироточивый - источающий чудотворное миро во исцеление болезней". Для прославления образа чудесами не имеет значения, древний он или новый, "намоленный" или нет, из какого материала изготовлен (дерево, камень, металл, бумага), какими красками написан. Так, Тихвинская икона в селе Павловском была явлена народу по особому откровению Матери Божией, велевшей поновить изображение. Церковный староста, которому образ показался обветшавшим и неблаголепным, не почтил его и был наказан за это Владычицей. Впоследствии икона, уже прославившаяся исцелениями, была арестована (!) московской консисторией как "неправославная", но вызволена благодаря вмешательству митрополита Филарета и после исправления изображения возвращена на прежнее место [5]. Почему становятся чудотворными и неканонические, в живописном или "академическом" стиле написанные иконы? Размышляя над этим фактом, известный знаток иконописного искусства Л. А. Успенский говорит: "Установленный Богом порядок Им же нарушается для спасения человека. Чудеса бывают по милосердию Божию <...> и в нарушение церковных канонов. <...> Но чудо, по самому определению своему, не может быть нормой: тем как раз оно и чудо, что выходит из нормы" [6].
 
« Пред.   След. »