Преодолеть себя

Не следует ждать вопросов. Нужно самому приложить усилия, чтобы сформулировать свои грехи. Ведь не даром же исповедь называется подвигом. Говорить нужно точно, не затемняя неприглядность греха общими выражениями (например, согрешил против 7-й заповеди). Трудно избежать самооправдания, попыток объяснить духовнику “смягчающие обстоятельства”, ссылок на третьих лиц, введших нас в грех. Все это признаки самолюбия и отсутствия глубокого покаяния. Иногда на исповеди ссылаются на слабую память. Но происходит ли это только от слабой памяти? Ведь случаи, особо задевшие наше самолюбие или польстившие нашему тщеславию, удачи и похвалы мы помним долгие годы. Все, что производит на нас сильное впечатление, мы долго и отчетливо помним. И если мы забываем свои грехи, то не значит ли это, что мы не придаем им серьезного значения?

А ведь раскаяние не будет полным, если мы не утвердимся в решимости больше не возвращаться к исповеданному греху. Говорят: как это возможно? Как я могу обещать кому-либо, что не возвращусь к этому греху? Не будет ли ближе к истине то, что я вернусь к прежней жизни? Ведь по опыту каждому известно, что мы часто возвращаемся к старым ошибкам. И так из года в год.
Но не может быть, что при наличии доброго желания исправиться, исповедь не произвела в душе никаких перемен. Более того, человек не может правильно судить о себе: стал он лучше или хуже. Это видно только со стороны.

Часто бывает так, что человек продолжает грешить по-прежнему. В данном случае только частые исповеди могут расшатать и ослабить его корни. “Не бойся, — говорит Иоанн Лествичник, — хотя бы ты падал каждый день, стой мужественно, и ангел, тебя охраняющий, почтит твое терпение”. Если же не становится легче, надо иметь силы снова вернуться к исповеди, чтобы до конца освободить душу от нечистоты.
Сегодня многих волнует вопрос о духовнике. К кому идти? Держаться одного или можно менять? Если можно менять, то, в каких случаях? Многие утверждают, что менять не нужно. Бывает, правда, что после удачной исповеди последующие получаются какими-то вялыми. Тогда появляется мысль о перемене духовника. Но это — недостаточное основание для столь серьезного шага. Тем более, что недостаточный духовный подъем во время исповеди бывает знаком лишь нашего духовного неблагополучия.
 
« Пред.   След. »