Главная arrow Новости arrow Межцерковное противостояние: Румынская православная церковь пришла в Молдавию "на штыках нацистских

Межцерковное противостояние: Румынская православная церковь пришла в Молдавию "на штыках нацистских

В Молдавии новый церковный скандал, пишет "Коммерсант Plus". На состоявшемся в конце октября заседании священного синода Румынской православной церкви было принято решение о создании 7 новых епископатов в составе Румынской патриархии, некоторые из них - на территории Молдавии. "Это является новым крестовым походом против Русской Православной Церкви и дестабилизирует внешнеполитическую обстановку во всей Западной Европе, - считает епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан. - Мы можем только радоваться умножению православных приходов, если оно происходит добрым проверенным каноническим путем. Но когда объявляется о создании трех новых румынских епархий на территории, подпадающей под юрисдикцию РПЦ, с которой Румынская церковь имеет официальное братское общение, - это без преувеличения можно назвать разбоем на большой дороге". Епископ Юстиниан отметил, что создание Дубоссарской епархии, подчиненной румынскому патриарху, это не только вызов Церкви и государству в Молдавии, но и предъявление территориальных претензий Украине, так как миссия, о которой упоминают члены Синода, распространяла свою деятельность в том числе и на Одесскую область.

Не задержалась с реакцией и митрополия Молдавии, продолжает "Коммерсант Plus". Члены Священного Синода Православной церкви Молдавии расценили акт Румынской патриархии как прямое и агрессивное вмешательство в каноническую территорию другой церковной структуры. "Мы воспринимаем этот шаг как удар, нанесенный православию, единому и неразделимому, который является началом стабильности, объединенным единой верой и единым каноническим правилом. Во все времена церковные каноны определяли местопребывание одного епископа в одной епархии, а назначение второго, нового епископа предполагает дублирование церковного руководства". По их мнению, провокационные действия Румынской патриархии могут привести к нарушению стабильности в государствах, вовлеченных в религиозный конфликт. В связи с этим члены Синода обратились с просьбой к Румынской патриархии отказаться от назначения епархиальных епископов для созданных епархий, ради сохранения мира и во избежание противостояния между верующими и клиром не только на территориальном уровне, но и на республиканском.

Отметим что митрополия Молдавии являлась яростным противников регистрации в республике "Бессарабской митрополии", являющейся "филиалом" Румынского патриархата, пишет "Коммерсант Plus". Сражение длилось более десятка лет и завершилось поражением молдавского государства и православной церкви в Европейском суде по правам человека. На текущий момент у "Бессарабской митрополии" около 300 незаконно захваченных приходов по всей Молдавии (глава государства Владимир Воронин однажды заметил, что румынская церковь занимается в Молдавии разбоем, как на большой дороге), кроме левобережных регионов, отмечает издание. "Оккупировать" их под знаком Дубоссарской епархии Румынской православной церкви синод поручил как раз "Бессарабской митрополии", пишет газета.

Подоплёка деятельности так называемой Бессарабской митрополии, управляемой румынской патриархией, на территории современной Молдавии с самого начала была политической, пишет "Пульс". Существовала она тут во вполне однозначно оцениваемый период: митрополия попала в пруто-днестровское междуречье на штыках нацистских солдат, отмечает издание. Несогласные православные священники подвергались гонениям и высылались из Бессарабии. Так Румыния "святила" свою поступь на оккупированные земли. В 90-х "Бессарабская митрополия" стала преследовать те же цели, пишет газета. Лоббировали интересы этой митрополии в основном - члены унионистской ХДНП, а сугубо светский человек, профессиональный политик, христианско-демократический депутат Влад Кубряков даже занял в этой митрополии должность советника.

Политическими были и контраргументы молдавских властей, которые, вопреки статусу "демократических", в течение более чем десяти лет отказывались регистрировать "Бессарабскую митрополию", продолжает "Пульс". Они не без основания считали, что это может привести к расколу в молдавском обществе. Политически, как убеждены наблюдатели, было мотивировано и решение Европейского суда по правам человека, обязавшего в 2002 году официальный Кишинёв зарегистрировать "Митрополию Бессарабии". Почти наверняка - так, иначе ЕСПЧ мог бы и внять аргументам молдавского правительства, пишет газета. Кабинет министров настаивал на чисто религиозной природе конфликта, на том, что он должен решаться в ходе переговоров между Русской и Румынской православными церквями. Но суд предпочел отклонить апелляцию Кишинёва. Не слишком ли много политики для мирного религиозного культа? - задается вопросом издание.

Церковная жизнь, как и жизнь светская, строго регламентирована, пишет "Пульс". Решения Вселенских Соборов столь же обязательно подлежат выполнению, как решения, к примеру, Совета Безопасности ООН. То есть сам факт предъявления Румынской церковью канонических претензий на территорию "Бессарабии" - уже есть грубое нарушение международных внутрицерковных правил, отмечает издание. Не говоря о тех действиях, которые Румынская патриархия предприняла в последнее время.

Новый румынский патриарх Даниил, возглавивший румынскую церковь после смерти патриарха Феоктиста, счёл необходимым начать свою деятельность с настоящего демарша, продолжает "Пульс". Своим решением синод Румынской церкви нарушил вообще всё, что только можно нарушить в области церковной дипломатии, отмечает издание. Есть все основания полагать, что Румынская православная церковь, рискнувшая пойти на нарушение священных канонов, решений Вселенских Соборов, реализует геополитические устремления румынского государства, отмечает издание. Интересно, что косвенные подтверждения этой мысли не заставили себя долго ждать. Проговорился не так давно глава "Бессарабской митрополии" Петру Пэдурару. Он заявил, в частности, что резиденция недавно созданных епархий Хотина, Четатя-Албэ (Белгород-Днестровский) и Измаила на территории Молдавии - явление временное, до тех пор, пока "не изменятся границы". А когда, - снова цитируем, - "сложится благоприятное время", епархии переместятся в соответствующие украинские города. Что это? Неужели - доказательство почти поговорки, что у бухарестских политиков на уме, у "митрополита" Петру на языке? - задается вопросом газета.

И Белгород-Днестровский, и Измаил - территория Украины, а значит - сфера юрисдикции Украинской Православной Церкви и украинского государства, пишет "Пульс". Надо сказать, что "ползучее" проникновение на территорию суверенной Украины Румынская церковь начала не сегодня, отмечает издание. Еще в 2004 году митрополит Одесский и Измаильский Агафангел писал возмущённое письмо заведующему отделом одесской областной администрации по делам религий Анатолию Михайловичу Сенчуку. В этом письме священнослужитель обвинял госчиновника в том, что тот "сделал всё, чтобы оперативно зарегистрировать общину т.н. "Автономной православной церкви" во главе со "священником" "Бессарабской митрополии" Анатолием Кристя в селе Камышовка Измаильского района Одесской области". Далее в своем письме владыка писал: "Целью создания на территории Одесской области румынской "Бессарабской митрополии" является не только духовный прозелитизм, но и пропаганда уже внутри украинского государства идеи отторжения от Украины юга Одесской области". Добавим: помимо Южной Бессарабии есть ещё Северная Буковина, куда Румынская Церковь также стремится распространить своё влияние, отмечает издание.

У владыки Агафангела были основания именно таким образом характеризовать ситуацию, продолжает "Пульс". Церковь в Румынии не вполне отделена от государства. Во всяком случае, священнослужители получают зарплату из государственного бюджета. Иными словами, в известном смысле они являются государственными чиновниками, отмечает издание. Если действия и заявления румынской церкви в какой-то степени соответствуют планам государства, то это можно расценить, как намёк на предъявление территориальных претензий Румынии к Украине, пишет газета. Напомним, не так давно официальный Бухарест сделал на этот счёт ещё более прозрачный намек: аннулировал "пакт Молотова-Риббентропа", по которому и Южная Бессарабия, и Северная Буковина как раз и отошли к Украине. Тогда многие наблюдатели отметили, что это - не шибко завуалированная претензия не только на территорию Молдавии, но и на целые украинские области. Теперь вот государственную политику подкрепила политика церковная, пишет газета. А о том, что эта одна и та же политика прямым текстом заявил уже цитировавшийся руководитель "Бессарабской митрополии" Петру, который ждёт не дождётся, когда созреют "условия", "изменятся границы", и резиденции новых епархий переместятся в соответствующие украинские города. А раз так - то это не только проблема взаимоотношений Русской Православной и Румынской православной церквей, не только головная боль митрополии Молдавии и молдавских властей, но и большой вопрос для официального Киева, подводит итог издание.

Вполне можно было ожидать, что наряду с избранием Даниила патриархом Румынской православной церкви, как во внутренней, так и во внешней политике Румынской православной церкви (РумПЦ) произойдут определенные изменения, пишет интернет-издание Azi.md. Одно из предполагаемых решений касалось реорганизации "Бессарабской митрополии", опять вынесенной на повестку дня заседания синода Румынской патриархии, состоявшегося 22-24 октября 2007 года. Соответствующее решение вызвало негодование Молдавской митрополии, иерархически подчиненной Московской Патриархии. Также некоторые государственные чиновники Молдавии заявили, что данное решение РумПЦ еще больше обострит "дружеские" отношения между двумя государствами.

На деле, так называемое возобновление деятельности "Бессарабской митрополии" ("так называемое", поскольку ее географическая арена изменилась по сравнению с межвоенным периодом, когда данная митрополия была учреждена, ввиду чего термин "возобновление" не совсем подходит) с самого начала вызвало жаркие противоречивые споры и разногласия, продолжает Azi.md. Геополитические интересы России в Молдавии, продвигаемые посредством церкви, с одной стороны, и неэффективные дипломатические отношения между Румынской и Русской, а также Молдавской православными церквями, с другой, вызвали раскол церкви в регионе, в результате чего пострадало местное население, заявляет издание. Из этих соображений, данная проблема несет скорее политическую подоплеку, нежели религиозно-каноническую, пишет издание.

Если судить с точки зрения церковного права, можно без преувеличения утверждать, что обе патриархии явно нарушают юрисдикционные критерии, регулирующие отношения единства и сотрудничества между христианскими православными церквями, поскольку не придерживаются данных предписаний, пишет Azi.md. Если бы Русская Православная Церковь была заинтересована в сохранении единства христианской православной церкви, то она соблюдала бы положения 34 Канона св. Апостолов, настаивающего на применении этнического принципа в рамках церковного подчинения, а также 17 правил IV Вселенского собора и 25 канон Трулльского собора, устанавливающие принцип самоопределения христианской общины в отношении церковного подчинения, пишет издание. В этом случае вся Православная церковь Молдавии была бы иерархически подчинена Румынской патриархии, но мы знаем, что геополитические интересы этого не позволят, заявляет издание.

В поддержку такого подчинения вышеупомянутые факторы можно было бы подкрепить и другими, пишет Azi.md, а именно: а) исторический фактор, подтверждающий общую историю двух государств и, в частности, общую историю церкви; b) лингвистический фактор, использование на этой территории одного и того же языка, способствующее более эффективному сотрудничеству этих сторон; c) административно-территориальный фактор, с определенной точки зрения Бухарест, в территориальном аспекте, ближе, чем Москва; это упростило бы порядок утверждения, управления и сотрудничества между церквями.

В то же время, Русская Православная Церковь должна осознать тот факт, что своей религиозной политикой, продвигаемой в регионе, она "мутит воду", создавая ситуацию анархии и неопределенности, особенно среди церковнослужителей и верующих, продолжает Azi.md. Поэтому откладывание решения данной проблемы (очевидно, в контексте воссоединения одного этноса с другим) до наступления другого политического периода с относительно благоприятным климатом привело бы к устранению соответствующих разногласий, пишет издание.

Нельзя отрицать тот факт, что церковь, особенно на постсоветском пространстве, является политическим рычагом, пишет Azi.md. Через церковь Российская Федерация осуществляет контроль над некоторыми территориями, заявляет издание. Таким образом, геополитический фактор также является чрезвычайно важным, если не наиважнейшим. Ведь в случае перехода Молдавской православной церкви в подчинение Румынской патриархии, произойдет разрыв отношений с Русской патриархией, а в перспективе и с кремлевской администрацией, отмечает Azi.md. Вместе с переходом в подчинение Румынской патриархии, интеграция в европейские структуры может стать реальностью, пишет издание. Это объясняется тем, что церковь может стать механизмом поддержки определенных идей (если не сказать пропаганды), тем более что согласно последнему опросу общественного мнения, проведенному Кишиневским центром социологических исследований и маркетинга "CBS AXA", население Республики Молдова больше всего верит церкви - 78%, подводит итог издание.

На интернет-блоге "Национальной организации русских мусульман"(НОРМ) распространено сообщение о продвижении ислама на территории Молдавии, пишет "Коммерсант Plus". Автор - представитель Национальной организации русских мусульман в Санкт-Петербурге, член Всемирного движения "Мурабитун". Издание приводит текст сообщения, в котором, в частности, говорится: "Ещё недавно мы могли бы воскликнуть: "Господа, в Молдавии с исламом полный крах!". Кишинёв - одна из немногих европейских столиц, официально не признавших ислам акцептованной конфессией. Кишинёв всячески тормозит любые позитивные сдвиги в жизни молдавских мусульман, имея в виду даже настойчивые заключения и рекомендации Европейского суда по правам человека... Молдавский президент Воронин встретился в Кишиневе с министром культуры Государства Катар Хасаном Али Хусейном аль Нима-Нима. Мусульмане Молдавии надеются, что, возможно, предложенный визит Воронина в Катар станет поводом для решения главной проблемы молдавских мусульман - официального признания их религии. Ходят толки, что к определённым послаблениям для мусульманской общины Молдавии, успевшей шаг за шагом разрастись в несколько тысяч человек, эта встреча привела, но не сообщается конкретно к каким. Один уважаемый брат недавно поведал, как молдавский госбез выдворил из страны арабов, вполне себе приличных молодых миссионеров, ни к чему опасному не призывавших. Но посеянные ими впопыхах зёрна дали свои всходы.

Вообще же давно замечено: южные народы - даже славяне - охотно и легко соприкасаясь с адекватной проповеднической работой мусульманских нерезидентов, склоняются к исламу. С молдавским этносом и того проще: сумбурная история Молдавии, совсем нехристианский менталитет её жителей и иной вал проблем этнического и политического характера породили кризис национального самосознания. В августе месяце нам стало известно, что в Молдавии: 1. Новообращенных мусульман становится всё больше и больше (предположительно - более трёхсот человек); 2. Недавно в ислам обратился православный священник, а за ним, вероятно, в связи с видностью сего господина и широким общественным резонансом, в мусульманство перешли и многие его бывшие единоверцы; 3. В ближайшем будущем в Молдавии планируется со всем официозом акцептовать ислам на государственном уровне; 4. Ожидается учреждение первого Духовного управления мусульман Молдавии, а равно выборы/назначение верховного муфтия. В данный момент, по сводкам от одной молодой молдавской сестры, подготавливаются необходимые регистрационные документы, ведётся сбор подписей; 5. Студенты-иностранцы, исповедующие ислам, официально освобождаются от занятий на время мусульманских праздников; 6. Работают две мечети, где, помимо собственно богослужений, проводятся занятия по исламу, преподаются уроки арабского языка для начинающих, оказывается духовная и материальная помощь нуждающимся, осуществляется процедура шариатской регистрации браков, функционируют библиотеки и прочее". "Не может не радовать, что из того аута, в котором оказался ислам подбрюшья Восточной Европы, он со скрипом потихоньку выбирается", - подводит итог автор сообщения.  http://www.regnum.ru/news/915101.html

 

 

http://www.pravoslavie.ru/smi/96.htm  ---«Мы готовы пройти этот путь до конца»

 

http://eho-ua.com/2007/07/18/print:page,1,na_vosstanovlenie_khrama_v_sele_kamyshovka_nepodaleku_ot_izmaila_do_konca_goda_budet_napravleno_ne_menee_130_tys_grn.html  ---На восстановление храма в селе Камышовка неподалеку от Измаила до конца года будет направлено не менее 130 тыс. грн

 
« Пред.   След. »