Главная arrow Пророчества Св. Отцов arrow Листовки arrow Купола золотить и души. Василий Рябинин

Купола золотить и души. Василий Рябинин

"Даждь ми, сыне, твое сердце, очи же твои моя пути да соблюдают" (Прит.23:26)

 

Преп. Лаврентий Черниговский – великий подвижник XX  столетия, имя которого украшает сонм русских святых, земная жизнь его приходилась на годы тяжелых взаимоотношений государства и Церкви. Но тогда этот подвижник, исполненный Духа, сказал пророческие слова, которые в предании трактуются так: «Настанут времена, когда купола будут золотить, а души чернить». Возможно, это неточная формулировка, но по смыслу пророчество преп. Лаврентия, да и других духоносных старцев, действительно, можно подвести к этой фразе.

 Что же? Купола, реально, сегодня сияют на многих храмах и часовнях, в приходах и монастырях. И внешнее их благолепие для неискушенного человека ощущается довольно сильно.

 Впрочем, и это благолепие, что видно невооруженным глазом, испытывает на себе тяготы времени. Если вы проедете по районам центральной России, то увидите, что в тех местах, где некогда были крупные села, ныне стоят разрушенные храмы с поваленными крестами, в зарослях мха и травы по стенам: опустившие деревенские срубы с проваленными крышами, а поблизости руины некогда церковной молитвы. Так что - благолепие ныне далеко не полное.

 Но, тем не менее, городские храмы восстанавливаются, как и крупные монастыри, где стройки не прекращаются уже, как минимум, третье десятилетие.

 А что же происходит с душами, освящает ли души человеческие нынешняя церковная жизнь? Да, - богопротивно и богохульно было бы утверждать, что этого не происходит. Жизнь в Церкви благоукрашает и врачует человека, и душа, конечно же, в этом смысле освящается и готовится для Царствия Небесного.

 Но вернемся к пророчеству молитвенника и аскета XX столетия: «Купола будут золотить, а души чернить». Как же так? Церкви строятся, восстанавливаются, а душам христианским вместо пользы может быть и вред? Вспомним, чем душа может быть отделена от Бога? Во все времена существования Православной Церкви, как учат святые отцы, от Бога человека удаляет грех. И способствует сему враг рода человеческого со своим падшим воинством, рыкая поглотить душу в свою смрадную и безбожную бездну, - это азы православной жизни.

Конечно же, человек сам будет отвечать за свои мысли и поступки, и если он не раскаялся в земной жизни, немногое внешнее послужит ему оправданием.

 И сейчас купола золотим, прежде всего, мы сами: неважно, кто технически это делает. Господь видит общее состояние людей, русских людей, и промышляет, а может быть даже – попускает российской Церкви некоторое внешнее благополучие.

 Ну, и «черним» души свои тоже мы сами, прежде всего. Чем ближе человек к Богу – тем чище и более свята его душа, где присутствует Сам Господь.

 Поэтому самая первая опасность, которая подстерегает нас на духовном пути – это мы сами, наше падшее «я». И среди нас ответственны перед Богом все в разной мере. Кто больше принял, познал, с того больше и спросится. Так, огромная ответственность в воспитании души для Царствия Небесного лежит на клире и епископате. Именно священство призвано не только славословить Бога в церковных молитвах, но и пасти души для Жизни с Богом. Что большинству из нас вполне понятно, во избежание осуждения не будем много говорить об этом.

 Наконец, следующая опасность - служители "тайны беззакония" - люди, которые исполняют волю падших духов, действуя противно заповедям Христа, против самого Бога и спасения человека. Может ли враг, действуя через таких людей, участвовать во внешней жизни Церкви?

 Да - так, и храмы в последнее время восстанавливаются, но не всегда за счет благочестия прихожан, их молитвы, соборной жизни и добровольных благочестивых пожертвований. К сожалению, в восстановлении церковного благолепия принимают участие и сомнительные деньги, которые сопровождаются не покаянием и милостынею, а корыстным пиаром и хуже того - являются средством борьбы с Церковью, призваны отвлечь священство от аскетики, заразить его духом сребролюбия, установить влияние на церковную жизнь, вплоть до участия в принятии церковных решений.

 Не случайно преп. Серафим Вырицкий примерно в одни годы с преп. Лаврентием говорил: "Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погубят куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества...".

 Такое "золото" на куполах душам христианским вряд ли несет спасение. "Не все то золото, что блестит": человек, охваченный сребролюбием, всегда находится на грани богоотступления и даже предательства. Вспомним хотя бы евангельские тридцать сребреников.

 Сияние и помпезность нынешних храмов, к сожалению, далеко не всегда является показателем нашей духовности, точнее - близости к Богу. Более того, массовая церковная утварь "made in Софрино" и фасадная краска "Masonry", аккуратно намалеванная узбеками, тоже о чем-то говорит, причем – не в нашу пользу. В этом есть, как минимум, какая-то торопливость, пустота и веяние искусственности.

 Мне самому приходилось принимать участие в восстановлении храма, внутри которого был склад лопат, цемента и прочих материалов, зато снаружи он сиял, наскоро подштукатуренный и свежеокрашенный новенькой фасадной краской. К сожалению, это можно назвать неким символом современной духовной жизни. В результате как нападений врага, так и слабости нынешнего русского человека ­ - внутреннее духовное развитие и духовный рост прихожан, а больше "захожан" не успевает за внешней церковной жизнью. Большинство из нас, как я могу сказать по себе, больше похожи душою на разрушенные в прошлом веке сельские церкви, чем на благолепные отреставрированные городские приходы.

 Как в Евангелии, помните(?): "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты" (Мф. 23-27).

 За последние десятилетия внутреннее, духовное развитие общества явно не успевает за внешним церковным возрождением. Есть храмы - нет молящихся, есть монастыри - нет насельников.

 В таких условиях капитал и финансы и те, кто за ними стоит, все больше диктуют свои правила. Церковь подталкивают к модернизму, к упрощению, к подстраиванию под прихоти современного общества, чтобы больше людей, пусть формально, но посещали обновленные храмы. И в этом есть великая опасность для Церкви - превратиться в социально-психологический институт, где иные будут отдыхать от мирских проблем, а другие будут отдавать дань моде и светской традиции. И это большинство в итоге будет диктовать правило в церковной организации. В принципе, сейчас что-то на грани этого и происходит. Отсюда, в частности, и обилие номеров на храмах, "спокойствие" и конформизм в отношении карточек, чипов и прочего.

 При всем при этом может стать актуальным продолжение пророчества преп. Лаврентия и других подвижников: "В храмы ходить нельзя будет". Если изменят Символ веры - это уже будут не православные храмы. Никаких гарантий нет, что в таких условиях официальная русская Церковь сохранит себя.

 Об этом красноречиво говорит христианская история. Вспомним хотя бы католический мир, бывший некогда также православным. Сегодня католичество или латинство сложно назвать Церковью. Миллионы людей имеют искаженное представление о Святой Троице, о Христе, о Его Пречистой Матери.

 Между тем, еще во времена Средневековой Европы там были построены величайшие произведения искусства и архитектуры - человеческого творчества, порожденного в том числе и нехваткой богообщения, внешним материальным стремлением к Богу. Посмотрите на католические соборы Франции, Италии, Германии и т.д. По человеческим меркам они великолепны, с точки зрения архитектуры, тем более - если сравнивать их с современным искусством.

 Но при этом прогрессирующая деформация религиозного сознания в католичестве очевидна, так же как и в его детище: множестве протестантских конфессий, похожих на сорняки, непрестанно размножающиеся и растущие, которые приобретают все более уродливые формы. Да простят меня представители этих "церквей", но это мое видение вещей, как православного человека. Не говорим здесь о крайностях: протестантские женщины-епископы, пасторы-лесбиянки и прочая содомия уже набила оскомину в информационных сетях… И все себя считают христианами.

 Что же остается нам в таких условиях? Прежде всего, как учат святые отцы, трезвиться и стремиться правильно оценивать происходящее. В любой момент, может быть, придется уйти от официальной церковной структуры, если она, не дай Бог, окончательно впадет в ересь. Но это нужно делать после великого рассуждения и никак не по страсти. Неразумной ревностью и "хмельным" призывом за собой никому добра не сделаешь.

 Пока есть время, надо пробовать поднимать церковную структуру изнутри. Церковь - это не только клир, но в большинстве своем - простой народ, потому нам надо стремиться жить с Богом, осознавать, что мы - Церковь, мы в ней, и каждый из нас - храм Божий - живая душа. Все, что происходит во внешней Церкви - происходит с нами, все что происходит с нами - происходит в Церкви.

 Поэтому нелепо выглядят иногда негодования иных "захожан" по поводу "лихоимства попов" и проч. Ты прежде на себя посмотри! Если ты христианин, крещен в Православной Церкви, исполняешь ли ты заповеди Божии? Знаешь ли ты Евангелие, изучаешь ли его, живешь ли им? Ты негодуешь на священство, а сам ты что сделал для Церкви, сделал для Бога, для своего спасения?

 Нельзя выделять священство в отдельную "касту", так же как и священству нельзя выделяться, будто фарисеям, в эту самую "касту". Церковь - есть единый Собор, где мы братья и сестры, отцы и чада. И храмы должны строиться и восстанавливаться во славу Христа, но золоту куполов должно блекнуть по сравнению с Золотом Духа Божия в христианской душе.

 
« Пред.   След. »