Чем опасен телевизор?

Священник Андрей Горбунов

«ИКОНУ ЗВЕРЯ» – В КАЖДЫЙ ДОМ?

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Согласно Апокалипсису, в последние времена люди будут поклоняться иконе (образу) зверя, которой будет дан «дух», вследствие чего она будет говорить и действовать (см. Откр. 13, 14-15). Для многих внимательных христиан сегодня очевидно, что Священное Писание говорит о современном глобальном идоле под названием «Экран», что библейский образ говорящей и действующей иконы зверя указывает на телевидение, на видео- и компьютерную технику, а в более широком смысле – на все современные средства массовой информации, а также на такие явления, как всеобщая компьютеризация и «виртуализация».

Слово «икона» (εικονα), стоящее как в греческом, так и в славянском текстах, в переводе с греческого означает – вид, образ, изображение. Но ведь Экран – это и есть живое, то есть, имеющее «дух» (точнее – жизнь, как, например, в Библии на английском языке – life[i]) изображение, подвижная картинка[ii], да еще и снабженная звуковым сопровождением – «говорящая». Экран – это изображение (образ) плюс звук, или, выражаясь по-современному, это инструмент передачи аудиовизуальной информации.

Канадский профессор Маршал Маклюэн, один из западных «властителей умов», в 1955 году выразил превосходство телевидения над старыми техническими средствами коммуникации в следующих словах: «Если печатание было механизацией искусства письма, то телефон был уже электрификацией самой речи, огромным шагом вперед по сравнению с телеграфом. Граммофон и кино были простой механизацией речи и жеста. Но радио и телевидение явились не просто электрификацией речи и жеста, а электрификацией всего диапазона выражения человеческой личности»[iii]. Вот почему в Апокалипсисе сказано, что в образ зверя вложен «дух».

СИЛА ОБРАЗА

Маршал Маклюэн сформулировал такой афоризм: «The medium is the message» – «Средство информации и есть содержание информации». То есть: не так важно, что именно передается по радио, телевидению и т. д., как важны сами эти средства информации, действующие на подсознание и сферу чувств.

В 1974 году в беседе с корреспондентом французского журнала «Реалите» раскаявшийся пророк электроакустического мира – Маршал Маклюэн – так говорил об опасности телевидения: «Я считаю, что телевидение постепенно, одно за другим уничтожает все учреждения, на которых основана наша цивилизация… Пришло время нам всем взбунтоваться и устранить телевизор из повседневной жизни. Давайте совершенно уничтожим его, ибо человечество не может жить в условиях постоянного возбуждения столь высокого уровня. Магическое очарование, которое на нас оказывает телевидение, вызвано его электромагнитной природой: прерывные электрические импульсы, излучения передатчика в виде световых пучков, каковые составляют образ, хотя между ними нет никакой связи; телеобраз подобен растру или мозаике, подобен сетке для волос, рыболовной сети, которые опутывают зрителей тончайшими ячейками. Но нас магнетизируют не излучения, а интервалы между ними, нас привлекает пустота между ячейками. Не зная этого, мы поглощены этими интервалами. Рыбы не замечают воду, в которой плавают, люди – воздуха, которым дышат. Телевидение – это самое сильное средство, которое больше всего «заражает» людей… Мы очарованы пустотой… Прерывность передачи информации путем электромагнитных излучений держит нас в постоянном напряжении. Этим телеинформация полностью отличается от кино, где образы спаяны. Еще больше она отличается от печатного текста, который определил всю организацию нашей умственной деятельности, основанной на рационализме и абстракции».

Экран в ярких красках и заманчивых образах отражает и представляет зрителям «мир сей», который, по слову апостола, «весь лежит во зле» (1 Ин. 5, 19), а также ложный мир демонических мечтаний. Ежедневно осуществляется самая настоящая бомбардировка человеческого сознания неистово мелькающими на Экране образами. Само слово «образ», употребленное в Апокалипсисе, достаточно определенно указывает на насаждаемую Экраном виртуальную реальность.

Еще в 1963 году телеобозреватель французского еженедельника «Экспресс» писал о телевидении: «Со времени открытия книгопечатания мысль двигалась, используя как точку опоры знаки, символы, буквы. Отныне она опирается главным образом на образ… Вопрос состоит в том, станет ли агрессивная сила этого образа, безконечное разматывание щупалец телепленки иссушать интелектуальную сущность каждого и погружать народы в состояние пассивной восприимчивости».

Экран справедливо называют «жевательной резинкой для глаз» или «духовной жвачкой». Чтение, посещение музея или лекции – все эти традиционные формы культуры связаны в сознании людей с необходимостью совершить какое-то усилие. Чтобы смотреть дома на голубой экран, никакого усилия не требуется. Порабощенный, загипнотизированный экранопоклонник готов проглотить все что попало. Современные люди все меньше читают и все больше времени проводят перед Экраном, который полностью захватывает их воображение, оказывает на них оглупляющее воздействие, создает для них мир искусственных ценностей; все это подрывает способность людей трезво оценивать различные идеи.

В печатном тексте, который доминировал в человеческой культуре до появления Экрана, самым существенным является содержание текста. Решающее значение здесь имеют сами идеи, которые выражает автор, и те его чувства, которые он желает с читателем разделить. Когда же мы имеем дело с экранным образом, все меняется. Мгновенная передача образов, непосредственность свидетельства, эффект присутствия, подлинные сцены из жизни… Все это приводит к тому, что образ поднимается над содержанием, становится сутью той или иной передачи, фильма и т. д. Образы в цвете, сопровождаемые звуком, вытесняют язык и знаки. За этими образами, конечно, стоят незримые дьявольские идеи, внедряемые в сознание зрителей. Об этом и предупреждает нас слово Божие, называя Экран звериным образом.

ЭКРАНОКРАТИЯ

О воздействии телевидения на человеческое общество тот же автор «Экспресса» (цитировавшийся выше) говорил еще следующее: «Из телевизора можно сделать самое усовершенствованное орудие глупости, безумия, пытки, отупения, огрубления. Телевизор может стать идеальным орудием воспитания пассивности, для которого заокеанские социологи изобрели термин «видиот», составленный из слов «видео» и «идиот»… Никакие предосторожности не будут чрезмерными против опасности стандартизации умов… Обладая силой внушения, притягательной силой множества качественных передач, можно построить необычайную машину управления человеческими душами, какая никогда не снилась никакому доктору Фаусту. Телевидение становится ключом к власти… Мыслимо ли оставлять подобное орудие в руках одного человека, одной заинтересованной группы, одной министерской команды?.. Действительно, в условиях «прямой» демократии безконтрольная монополия на телевидении связана с риском создания мало-помалу ситуаций, немыслимых в прошлом. Понемногу могла бы все более утверждаться тоталитарная система, хотя она продолжала бы пользоваться формами и лексиконом демократических учреждений… Или уж надо открыто подготовить новую конституцию, которую стоило бы назвать «телекратией»» («Экпресс», 1963 г.)[iv].

Сейчас, когда мы имеем дело не только с телевизионным экраном, но также с видео- и компьютерным экраном, можно предложить несколько иной термин – «экранократия». Но за экранократией скрывается масоно- и жидократия, а еще глубже – демонократия, которая лукаво называется демократией.

Генеральный директор французской компании «Европа-I, Изображения и Звук» Луи Мерлен дал в своей книге «Все факты о телевидении» (Париж, 1964 г.) такое образное определение власти телевидения: «Наряду с тремя классическими формами власти: исполнительной, законодательной и судебной – теперь появилась, без революции и без изменения какой-либо конституции, новая власть, которая господствует над всеми нами политически: телевидение… Возникает тревожный вопрос: в чьи руки попадет этот самый мощный политический рычаг из всех когда-либо существовавших? Если он окажется в частных руках, то не превратятся ли они в мощные щупальца власти [еврейских][v] денег?».

Экран – величайшее средство убеждения масс, средство формирования взглядов людей в нужном для служителей зла направлении, а также самое сильное средство распространения дегенеративной «массовой культуры». Поэтому с духовной точки зрения Экран – это дьявольская машина управления человеческими душами.

Экран – это не только инструмент управления сознанием людей, но и орудие установления власти антихриста. Сегодня очевидно, что Экран для современного человека является не столько информатором и источником построения картины мира, сколько ее конструктором, агрессивно программирующим образ мыслей и поведения, создающим «новую мораль» и систему ценностей. Иеромонах Серафим (Роуз) назвал телевизор «главным проводником антихристианских идей и оценок».

«Телевидение нанесло людям огромный вред, – говорит афонский старец Паисий. – Особенно разрушительно оно воздействует на маленьких детей. Как-то ко мне в каливу пришел семилетний мальчик со своим отцом. Я видел, как устами ребенка вещал телевизионный бес, подобно тому, как бес говорит устами одержимых. Все равно как если бы младенец родился с зубами. Сегодня не часто видишь нормальных детей – дети превратились в чудовищ. Дети не работают головой, они просто повторяют то, что увидели и услышали. Таким вот образом с помощью телевидения некоторые [«сионские мудрецы», стремящиеся к мировой власти] хотят оболванить мир. То есть по их замыслам остальные должны верить тому, что услышали по телевизору, и поступать в соответствии с этим».

Об этом же говорит профессор М. Чукас, известный специалист по обработке общественного мнения: «Цель телевидения – создание человека, совершенно лишенного способности разобраться в положении вещей, критически мыслить, человека, низведенного до самого низкого эмоционального состояния, когда он может действовать под влиянием только внешних, а потому искусственных, возбудителей и направляющих сил»[vi].

ОЗВЕРЕНИЕ

Директор Национального музея истории и технологии Смитсоновского института в США Дэниэл Бурстин в своей статье «Телевидение. Оно изменило нас всех более глубоко, чем мы могли предположить», напечатанной в журнале «Лайф» в 1971 году, обвинил американское телевидение в том, что именно оно прежде всего «разбивает нацию на безликие, изолированные социальные островки»[vii].

Действительно, с точки зрения общения между людьми Экран – это просто катастрофа. Экран насаждает в людях отчужденность, атомизирует человеческое общество. Эта звериная икона разрушает вечернюю беседу, отчуждает друг от друга людей, живущих в одном доме, семье, замуровывает каждого человека в маленькую личную башню. В те редкие часы, когда современная семья собирается дома, люди почти не общаются; живое, личностное общение заменяется иллюзорными и мечтательными призраками и тенями Экрана.

Потеря чувства живого человека ведет к утрате любви к нему и сострадания. Человек перестает рассматриваться как безценная личность, он превращается в объект, инструмент. Экран приучает не видеть (что близко к «ненавидеть») личность в другом человеке, приучает и в реальной жизни смотреть на людей холодно и «со стороны», как на изображения, как на мертвую, безличную картинку. Священное Писание называет это «похотью очес» (1 Ин. 2, 16); а у святителя Феофана Затворника было свое выражение: «глазерство». Преподобный Силуан Афонский говорил, что даже за один косой взгляд на ближнего человек теряет благодать, то есть теряет связь с Богом, отчуждается от Него.

Экран приучает не видеть личность не только в других, но и в себе. «Люди видят весь мир, не видя только самих себя, – говорил старец Паисий в беседе о вреде телевидения. – Не Бог уничтожает людей, нет, сейчас люди своим умом уничтожают себя сами».

Через Экран идет безпрецедентная манипуляция человеческим сознанием в направлении бесоподобия. Телевидение «освобождает» людей от всего человеческого, например, от солидарности и сострадания. Телепередачи типа «Слабого звена» культивируют в людях отчужденность, они направлены на сотворение «нового человека». Или – не совсем уже человека…

В быстротекущем потоке информации современный человек теряет себя, размывается его духовная основа, а значит, понижается уровень личности. Воздействие Экрана на подсознание и манипулирование психикой страшно тем, что может лишить человека главнейшей основы личностного бытия – истинной свободы выбора. Не только на телеэкране, но и в радиоэфире, на страницах большинства газет и журналов господствует разрушительный для человеческой богоподобной личности дух нигилизма, безцельности, вседозволенности и шутовства.

Благодаря своей балаганной неистовости (безконечные «юморины», КВНы, шоу и другие виртуальные развлечения), Экран выполняет функцию отвлечения людей от реальности. Экран делает душу человека склонной к подражанию и к эмоциональной включенности в ситуацию. Человек, привыкая переживать психические состояния персонажей, в результате сам начинает играть в жизнь, как артист на сцене. Экран учит человека казаться тем, чем он не является на самом деле, лгать и притворяться. Эта игра – антитеза жизни, как ложь – антитеза реальности.

«От психотронного воздействия телепрограмм, – сказано в книге «Духовные беседы и наставления старца Антония» (часть 1-я), – у человека уничтожается способность к собственному мышлению, осмысленному восприятию происходящих событий и, наконец, к формированию собственного мировоззрения. Корни ущербности современного общения между людьми лежат в отсутствии индивидуального мышления и осмысления происходящего в соответствии с собственным мировоззрением».

Экран опустошает душу, наполняя ее отчужденностью. Способность человека к личному общению резко понижается или даже полностью утрачивается. Тогда человек становится телероботом.

Особенно остро все это чувствует верующий человек, имеющий представление о молитве, имеющий опыт богообщения. Вот почему, как говорил, например, преподобный Амфилохий Почаевский († 1971), «после просмотра телевизионных программ человеку совершенно не хочется молиться, а если и принудит себя на молитву, то молится только устами, а сердце далеко от Бога. Такая молитва, – по мнению старца, – только в осуждение»[viii].

Экран является мощнейшим средством насаждения в людях всего «комплекса» греховных страстей, заражение ими и служение им есть духовное одичание, озверение человека. Порабощенный страстям человек становится, по выражению старца Силуана Афонского, «скотиной в человеческом теле». Преподобный Никон Оптинский писал: «Не говоря подробно о губительном действии страстей постыдных, блудных, так поразительно и безобразно уподобляющих человека скоту, обратим внимание на то, что решительно всякая страсть отнимает у человека образ человека, делая его подобным скоту и зверю. Посмотрите, что делают, например, гнев и злоба. Человек, объятый злобою, весь делается зверообразным, глаза мечут искры, искажается лицо – он, кажется, ближнего своего готов пожрать. И все вообще страсти и грехи: чревоугодие, неверие, сребролюбие и другие – превращают человека в скота».

За всякой греховной страстью стоит отчужденность, она является фоном для страстей и источником их питания. Присутствует отчужденность как в грубых страстях (гнев, блуд), так и в более тонких (сребролюбие, славолюбие, самолюбие, чревоугодие). Новый Завет говорит нам о том, что все добродетели обнимает собою любовь, на ней все они утверждаются, ибо любовь «есть совокупность совершенства» (Кол. 3, 14; и потому «весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5, 14; см. также Рим. 13, 9). Так и все грехи и греховные страсти обнимает собою отчужденность.

Современная информационная среда, построенная на антидуховных, антихристианских принципах, в последние годы становится все более и более мощным фактором озверения людей. Слуги сатаны и грядущего антихриста поставили перед собой задачу «не давать народам получать достоверную информацию, но лихорадочно продвигаться в своем духовном падении и достижении скотообразного состояния… до тех пор, пока не будет достигнуто сплошное одурманивание и деградация, особенно, молодежи. Для этой цели, кроме наркотиков, используются театр, кинематограф, вульгарная пресса, телевидение и видео, которые служат средством развращения, отупения, одичания и пропаганды образа жизни без нравственных устоев и ограничений» (из книги «Накануне великого гонения на Церковь Христову», Афины, 1993).

Наглядным примером оскотинивания людей является программа «За стеклом» и другие подобные «шоу», как у нас в стране, так и за рубежом, когда миллионы людей «прилипают» к Экрану, обсуждают и смакуют, как отправляют свои животные потребности «герои застеколья».

Греческий православный автор монах Арсений Вянкофтис пишет о том, что икона зверя (Экран и виртуальная реальность) и звериное имя-начертание (электронная система всеобщей идентификации людей и контроля над ними), о которых говорится в 13-й главе Апокалипсиса, являются двумя главными и взаимодополняющими орудиями сил тьмы для достижения двуединой цели обезличивания (духовного убийства) людей и установления над ними власти антихриста: «Руководство массами для создания безличного «общества» происходит, главным образом, через средства массовой информации, рекламу и музыку. Зрительные и слуховые образы, сознательные и подсознательные, бомбардируют человека, приучая его к насилию, разврату и магическим обрядам – этим трем провозвестникам «Нового Века». Однако чтобы подчинение психики и манипулирование ею были полными, они должны сопровождаться финансовым контролем и наблюдением за образом мыслей. В том и состоит цель введения различных кредитных карточек, чтобы мы привыкли к запрограммированному образу жизни по законам электронной эпохи, вследствие чего мы легко примем и электронную карточку-удостоверение, а впоследствии, не замечая скрытого коварства, перейдем к печати на правой руке и на лбу, как к самой совершенной системе, потому что удостоверение может потеряться или быть украденным»[ix].

Список упомянутых здесь «трех провозвестников Нового века» совпадает с перечислением наиболее выпуклых греховных черт апостасийного человечества в Апокалипсисе: «И не раскаялись они в убийствах своих (войны, культ насилия и жестокости, убийство внутриутробных младенцев, политические и другие убийства), ни в чародействах своих (колдовство всех видов – магия, оккультизм, астрология, экстрасенсорика, целительство и т. д.), ни в блудодеянии своем (культ нравственной распущенности и вседозволенности, содомские грехи и другие извращения), ни в воровстве своем (культ наживы)» (Откр. 9, 20-21). Как раз эти виды греха агрессивно насаждаются электронными средствами массовой информации.

Все сказанное выше об огромной губительной силе Экрана не может не привести духовного человека к выводу о том, что безразлично относиться к этому дьявольскому орудию нельзя. И надо сказать, что было бы весьма удивительно, если бы о таком мощном и масштабном механизме осквернения и погубления душ человеческих, каковым являются современные электронные СМИ, изображающие торжество греха, не было бы упомянуто в Апокалипсисе, этой библейской книге о последних явлениях и событиях, имеющих совершиться перед кончиной мира, когда зло в человечестве достигает крайней степени.

В Апокалипсисе, например, упоминается учение николаитов. Господь говорит о том, что ненавидит это учение, и упрекает пергамских христиан за их снисходительное отношение к николаитам, уподобляемым Валааму по их распущенности (см. Откр. 2, 14-15). Но ересь николаитов погубила все-таки меньшее число душ человеческих, чем современные СМИ, фильмы (movies), интернет и т. д. Так неужели же в Апокалипсисе, в тех главах, которые имеют непосредственное отношение к переживаемым нами (последним) временам (в данном случае это 13-я глава), ничего не сказано о таком крайне губительном (для душ человеческих) явлении, как Экран?..

ВСЕ СТАЛО ПОНЯТНЫМ

Согласно Священному Писанию, говорящий и действующий образ зверя не будет вдруг привнесен в человеческую жизнь из преисподней или еще откуда-нибудь, а эти звериные иконы будут делать, производить сами же люди (по внушению, конечно, сил зла). Об этом Апокалипсис говорит прямо: «И чудесами, которые дано было ему (зверю из земли) творить перед зверем (из моря), он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя (из моря)» (Откр. 13, 14).

Зверю и образу его поклоняются люди, «живущие на земле, имена которых не написаны в книге жизни у Агнца» (Откр. 13, 8). Святитель Арефа Кесарийский (860-920 гг.) в своем толковании Апокалипсиса говорит, что это те люди, «которые ничуть не заботятся о небесном и о небесной славе, но приспосабливаются к земному очагу и соответствующему ему свинскому образу жизни. Потому они и сбились с пути в том, что касается книги жизни, и не попали в запись»[x].

Встречаются ли упоминания об Экране в творениях отцов Церкви? Укажем здесь на одно из наиболее авторитетных свидетельств: с непостижимой точностью предрек появление Экрана святой XVIII века (т. е. живший задолго до изобретения телевизора) Косма Этолийский: «Придет время, когда в жилища проникнут бесы под видом небольшой коробки, а их рога будут торчать на крышах»[xi].

В книге о преподобном старце Лаврентии Черниговском читаем: «Антихрист будет обучен всем сатанинским хитростям и будет давать знамения ложные. Его будет слышать и видеть весь мир одновременно [указание на телевидение]. Святой угодник Божий говорил: «Блажен и преблажен тот человек, который не пожелает и не будет видеть богомерзкого лица антихриста. Кто будет видеть и слышать его богохульную речь [привыкнув уже сейчас к каждодневному поклонению – просиживанию перед Экраном], его обещания всех земных благ, тот прельстится и пойдет ему навстречу с поклонением. И вместе с ним погибнет и будет гореть в вечном огне»». Когда старца Лаврентия спросили: «Как все сие будет?», он ответил со слезами: «На святом месте будет стоять мерзость запустения и показывать скверных обольстителей мира, и они будут обманывать людей, отступивших от Бога, и творить ложные чудеса. И после них явится антихрист [значит, эта система ложных, виртуальных «чудес» с ее «скверными обольстителями» действует еще до времени явления антихриста, то есть уже в наше время] и весь мир увидит его одноразово» [то есть по телевидению]. На вопрос: «Где на святом месте? В церкви?» преподобный Лаврентий Черниговский ответил: «Не в церкви, а в каждом доме. В углу, где стоят и висят сейчас святые иконы, будут стоять обольстительные прилады для прельщения людей. Многие скажут: «Нам нужно смотреть и слушать новости». Вот в новостях-то и явится антихрист»[xii].

В связи с этим пророчеством преподобного Лаврентия Черниговского вспоминаются строки из известного многим православным людям стихотворения игумена Виссариона «Телевизор»:

Для святой беседы с Богом

Был священный уголок.

Телевизор своим рогом

Все иконы уволок.

Уж не теплится лампада,

Как в былые времена,

Этот идол – слуга ада –

Сеет злые семена.

В книге «Духовные беседы и наставления старца Антония» (часть 2-я) читаем: «Сколько споров вызывало утверждение, что антихрист войдет в каждый дом… Только с изобретением телевизора все стало понятным. А пророчества о железных птицах, мечущих в полете смертельные яйца? А стальная паутина, должная опутать всю землю?».

В православных газетах была опубликована любительская фотография, сделанная на дне рождения в г. Нижневартовске: люди, получившие это фото, с удивлением обнаружили отчетливое изображение беса на экране выключенного телевизора[xiii].

На основании предсказания преподобного Лаврентия Черниговского становится понятным, что «мерзость запустения», неоднократно упоминаемая у пророка Даниила, – это и есть Экран, опустошающий души человеческие. Многие толкователи пророчеств Даниила видели мерзость, навлекшую запустение, в грубой и богохульной силе «мира сего», вторгшейся в святилище Иеговы. Такое вторжение почти через 500 лет после пророка Даниила было совершено Сирийским царем Антиохом Епифаном, поставившим языческого идола в Иерусалимском храме (1 Макк. 1 и 2 гл.).

Луч пророческого зрения Даниила при мысли о «мерзости запустения» преломлялся и доходил до времени конца дней мира сего (см. Дан. 11 и 12 главы). И Спаситель в Евангелии при словах о «мерзости запустения» ссылался на пророка Даниила, также связывая его пророчество с последними временами: «Когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет [этим призывом подчеркивается особая важность правильного понимания этого пророчества], – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мф. 24, 15-16; см. также: Мк. 13, 14).

И вот сегодня сфера самых высоких проявлений жизни человека, сфера человеческого духа (аллегорически – святилище Божие) и в самом деле претерпевает невиданное доселе вторжение и опустошение через насаждение бездуховности Экраном – настоящим идолом современной цивилизации, которому каждодневно поклоняется человечество.

Протоиерей Александр Шаргунов (председатель общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества») в своем докладе «Нравственные основы возрождения России и телевидение», прочитанном на XIII Рождественских образовательных чтениях, назвал телевидение «оружием массового поражения душ человеческих». В этом докладе говорится, в частности, следующее: «Чудо телевидения – в том, что оно превращает народ в одну зараженную грехом толпу, после чего его можно гнать куда угодно как скот, в том числе на собственную бойню. Нам иногда говорят, что телевидение тут не при чем, оно отражает лишь то, что происходит в мире. Но если оно зеркало того, что в мире, то только в том смысле, в каком говорит апостол: «Все, что в мире, есть похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». Если оно зеркало, то самое кривое, увеличительное стекло, непрестанная реклама греха, трех главных грехов, не знающих границ: сластолюбия, славолюбия и сребролюбия, на которых зиждется мир. Мир полон дьявольских, привлекательных, страшных подмен истины. Не достаточно ему, чтобы люди занимались только земным и суетным; пусть, живя в виртуальной реальности, они романтизируют все эти тусовки, бандитские разборки, самый гнусный разврат. С помощью телевидения диавол заставляет забыть об истинном назначении человека, о Боге и вечной жизни. Не зря в православном народе говорят, что это икона диавола и что это церковь сатаны… С помощью этой «ласковой лжи» (перефразируя выражение святителя Иоанна Шанхайского) диаволу удается отвлечь человека от поклонения единому истинному Богу и убедить поклониться диаволу и его современным идолам».

Даже представители светской науки называют СМИ и компьютерную технику «иконой», используя в своих научных исследованиях метафору «иконосфера», которая как бы «обволакивает» человека образами, символами, знаковыми структурами. Так, доктор психологических наук А. А. Гостев пишет: «Современный человек живет в некой «иконосфере» виртуальной реальности, порожденной электронными СМИ, компьютеризацией и «интернетизацией», закономерности, положительные моменты и опасности взаимодействия с которой неизвестны науке, однако вызывают тревогу на уровне познавательных возможностей духовных традиций. Поэтому изучение механизмов «тотальной визуализации» всех сфер жизни человека, как фактора трансформации психики, включая деструктивный аспект ее изменения, представляется чрезвычайно важным»[xiv].

Церковная икона, является, по выражению Святых отцов, «окном в духовный мир», а икона зверя – это «окно» в демонический мир виртуальной реальности. В компьютерных программах, например, само слово «окно» (window) используется довольно широко. Икона святого – это отражение человеческой личности, преображенной Духом Святым и пребывающей в невидимой небесной сфере. А икона зверя, напротив, является отображением безличной, «звериной» стихии.

Бог, как истинный Владыка всех, для духовного формирования человека и его «образования» (чтобы был по образу Божию, т. е. богоподобной личностью) дает религию, а люди, руководимые отверженными духами, создают СМИ, как средства воздействия на народы и формирования человека по образу зверя, с целью получения власти над ним. Поэтому СМИ представляют собой прямую противоположность религии, то есть являются современным идолом – апокалиптической иконой зверя, а также апокалиптическим лжепророком и зверем из земли.

Почему о звере из земли сказано, что «он имел два рога, подобных агнчим» (Откр. 13, 11)? Может быть, этот образ станет понятным, если мы вспомним пророчество св. Космы Этолийского о том, что на крышах будут торчать рога (т. е. антенны) бесов, которые проникнут в жилища под видом коробок. (Заметим здесь, что, согласно Апокалипсису, Агнец-Христос имеет не два, а «семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» (Откр. 5, 6); поэтому, как нам представляется, неверным является высказанное некоторыми толкователями Апокалипсиса мнение, что два рога зверя-лжепророка указывают на его (анти)уподобление Божественному Агнцу.)

В Апокалипсисе сказано, что лжепророк творит ложные знамения «пред людьми» (Откр. 13, 13). Это выражение ясно указывает на показной, публичный, массовый (отсюда – «средства массовой информации») характер этих ложных чудес, имеющих целью произвести впечатление на огромные массы людей.

МАШИНА УБИЙСТВ

Согласно Апокалипсису, звериная икона будет говорить и действовать так, «чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13, 15). Как понимать эти слова? Довольно убедительным представляется следующее объяснение, предложенное одним из наших современников. «Под говорящим и действующим образом зверя, – полагает И. П. Ковалев, – можно понимать подвластные зверю средства массовой информации: телевидение, радио, печать, псевдоискусство. Они говорят и показывают, формируют духовный облик человека и создают образ зверя в умах людей. Этот образ, в конечном счете, реализуется в действиях, он действует. Убийство непокорных осуществляется в разных вариантах – от индивидуального террора до массовых репрессий и войн (Ливия, Ирак, Югославия). С утверждением «нового мирового порядка» такая практика, видимо, будет обычной»[xv].

Святитель Арефа Кесарийский, говоря о том, как нужно понимать слова Откровения «И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя», пишет: «…А слово ίνα [чтобы] надо понимать в общем смысле, то есть: ″чтобы он говорил и чтобы он действовал так, чтобы все те, кто не поклонится образу зверя, были убиты″» [xvi].

Или – для большей ясности – можно пересказать это место Апокалипсиса еще так: «И дано было ему сделать изображение зверя живым, чтобы этот образ зверя говорил и действовал, да так говорил и действовал, что в результате этого даже убивать будут тех, кто будет противиться тому, о чем говорит и как действует это звериное изображение».

Иначе говоря, то, что говорит (т. е. проповедует, внедряет в «массовое сознание», насаждает в человечестве) образ зверя, и то действие (воздействие), которое он производит, является обоснованием, оправданием убийства тех, кто не желает поклоняться зверю и образу его, является подстреканием к этому убийству. А не «поклоняется зверю и образу его» (Откр. 14, 9, 11) тот, кто не принимает насаждаемую говорящей и действующей иконой зверя (Экраном) идеологию, кто противостоит самой этой звериной системе. Такие люди для служителей зла являются врагами и потому устраняются. Конечно, Апокалипсис не говорит о том, что все противящиеся системе зверя будут убиты; в Откровении речь идет о том, что такие люди будут убиваемы, то есть, они подвергнутся открытым и тайным преследованиям, вплоть до физического устранения.

В книге «Духовные беседы и наставления старца Антония» (часть 1-я) о мучениках последних времен, в частности, сказано: «Не антихрист, но сами люди, согласившиеся принять на себя знак сатаны, знак противоборства Богу, – они будут выявлять не принявших и отправлять верных на мучения. Первые христиане принимали мучения у всех на виду, при собрании людей; страшны будут муки исповедников последнего времени. Мучения их будут втайне от окружающих причиняться».

Думается, что это предсказание прямо соотносится со словами Апокалипсиса об убийстве противящихся системе зверя. Но убиваемы будут (и таких убийств, как мы знаем, уже было очень много, а будет, видимо, еще больше) не только верные (православные христиане), но и «всякий», кто будет противиться зверю. Машина убийств неугодных «новому мировому порядку» (служащих, бизнесменов, ученых, конструкторов, политиков, журналистов, военных, представителей правоохранительных органов, деятелей культуры и др.) хорошо описана, например, в статье С. Петрова «Костлявая «рука влияния США» в России: О террористической деятельности США и их друзей» («Русский Вестник», 9 мая 2005 г.).

КОСТЛЯВАЯ «РУКА ВЛИЯНИЯ США» В РОССИИ

О террористической деятельности США и их друзей

В настоящее время на территории России действует несколько «террористических щупальцев» из США, которые базируются в Прибалтике (4 региональных базы), Польше (2 региональных базы), на Украине (3 региональных базы и 26 дополнительных объектов), в Молдавии (1 региональная база), Турции (4 базы, 5 дополнительных объектов), Грузии (4 базы, 5 центров управления, включая посольство США в Грузии, более 27 объектов обеспечения, радиоразведки и связи), Азербайджане (2 региональных базы и 7 дополнительных объектов), Иордании (2 специализированных центра), Киргизии (2 базы и группа управления при одном из иностранных посольств), Южной Корее (2 региональные базы, 29 дополнительных объектов), Японии (1 региональная база и более 18 объектов). Террористические базы на территории Украины в последнее время привлекаются для организации на украинской территории не только отдельных громких и менее известных терактов. Ведётся подготовка целой волны политических убийств и массовых политических репрессий против православно ориентированных слоёв населения и деятелей экономики, СМИ, политики, которые настроены в пользу России.

Ряд зарубежных источников утверждает, что важным центром организации терактов на территории России является территория объектов посольств США, Великобритании, Израиля, некоторых государств Восточной Европы, республик бывшего СССР. С этих территорий, защищённых дипломатическим иммунитетом, действуют не только организаторы терактов, убийств, не только системы технического, информационного и финансового обеспечения преступлений. Дипломатическим прикрытием пользуются сами исполнители «особо важной и сложной грязной работы», прибывающие из-за рубежа для исполнения заказа-задания и покидающие нашу страну после совершённого преступления.

Есть две основные цели для террористической деятельности иностранцев.

Во-первых, считают, что для интересов США, Великобритании и Израиля является опасным и нежелательным существование в России таких людей, которые являются интеллектуально способными, эффективно работающими, имеющими возможность оказать положительное влияние на развитие государства, науки, промышленности, рост международного влияния России. Объектами целенаправленной дискредитации, политической травли, заказного судебного или криминального преследования (вплоть до физического уничтожения) могут стать лица, которые реально противодействуют работе полулегальной агентуры влияния иностранного государства. Очень быстро может быть убит человек, представляющий угрозу для служебной, деловой карьеры внедрённого тайного иностранного агента, завербованного лица из числа граждан России. Физически может быть уничтожен человек, мешающий достижению экономических выгод для иностранных кампаний или тех российских корпораций, которые обеспечивают продвижение иностранных интересов на территории России. Жертвами становятся служащие, бизнесмены, учёные, конструкторы, политики, журналисты, военные, представители правоохранительных органов. В настоящее время идёт разработка системы «раннего выявления объектов интереса» в студенческой среде, среди курсантов военных училищ. Иностранцы считают, что талантливая молодёжь России должна быть или под их контролем, или работать на их территории, в противном случае – или быть спившейся, сидеть на наркотиках, заниматься непродуктивным трудом, либо – быть нейтрализованной «иным способом».

Во-вторых, создать благоприятные условия для политического, экономического карьерного роста своей агентуры влияния и своих агентов путём «устранения помех», мешающих успехам в жизни такой агентуры.

Например, если агенту-политику мешают конкуренты, то их дискредитируют, подкупают, вербуют, перенацеливают на другие виды активности, стравливают с другими политиками или просто убивают.

Если агенту-бизнесмену мешают бизнесмены-конкуренты, то их разоряют, провоцируют их травлю и преследование через милицию, прокуратуру, налоговые органы. Могут подбросить оружие, наркотики, взрывчатку. Его собственность может «случайно» сгореть или будет «разграблена злоумышленниками». В крайнем случае, если другое не удалось, мешающий человек быстро умирает от ясной или неясной болезни, гибнет от рук «случайных хулиганов» или в результате «случайного и нелепого несчастного случая». Естественно, что никто не занимается каким-то глубоким и полным расследованием в стиле «следствие ведут знатоки», – для этого, как обычно, нет сил и средств, но чаще безразличие к «непонятному событию» заранее оплачено.

Если агенту-чиновнику мешают конкуренты по службе, то берут под контроль чиновничьего начальника или начальника этого начальника, стоит всё недорого. После этого тех, кто мешает карьере агента, переводят на другое место, увольняют, иногда (редко) запугивают и даже убивают. Проводится работа и против родственников конкурентов. Всякая работа. Главное, чтобы было кому руководить этой работой из-за рубежа, кто мог бы во всём разбираться и всё правильно рассчитать.

Политические партии, СМИ, общественные объединения создаются и финансируются иностранцами очень охотно. Или перекупаются. Те, кто конкурирует с группировками агентуры влияния в области массовой политики, подлежит устранению или «нейтрализации». Партии и СМИ разрушаются различными «ненасильственными средствами», зачастую физически уничтожается имущество редакций СМИ, штаб-квартиры общественных и политических объединений громятся, сжигаются, Применяется практика уничтожения лидеров. Правоохранительные органы могут быть прямо привлечены к этим акциям путём подкупа и сложных комбинациий, либо предварительно «нейтрализуются» путём подкупа, чтобы «не мешали работать». Иностранные спецслужбы считают, что каждая «активная акция» должна быть организована или руками представителей российских спецслужб (действующих или отставных), или при их молчаливом согласии. Например, при привлечении к убийству уголовников должна быть уверенность в том, что будет блокирована оперативная информация о возможных участниках готовящегося или совершённого преступления.

Иностранные террористические центры активно используют в своей деятельности сети наркоторговцев, ваххабитов, организации гомосексуалистов, российские и совместные кампании, руководители которых увязли в сетях иностранных спецслужб. Всем этим «сотрудничающим с мировой демократией» лицам предоставляется «посильная помощь». Наркоторговцев спасают от провалов, им помогают возить наркотики.

Ваххабитов и различных сепаратистов финансируют с 1969 года. Щедро и регулярно. Вырастили не одно поколение. В силовых ведомствах, СМИ, в научных кругах СССР и России подлежали и подлежат «нейтрализации» все те лица и структуры, которые могут мешать процессу «становления и развития» этих структур. В науку, образование, на службу в правоохранительные органы активно продвигаются выходцы из тех кланов «национальных элит», лидеры которых сотрудничают с иностранцами, что позволяло и позволяет создавать «очаги влияния и землячества» в госучреждениях, на территориях. В настоящее время проводится финансирование и силовая поддержка операций по захвату сельских территорий, районных центров, посёлков городского типа, городских площадей в мегаполисах представителями подконтрольных иностранцам националистических кланов. Гастролирующие убийцы и поджигатели, работающие в тесном контакте с соплеменными и коррумпированными сотрудниками правоохранительных органов, являются главным элементом такой политики. Составной частью такой деятельности является лишение коренного населения источников существования, это – развал сельскохозяйственных производств, разорение предпринимателей, захват местных рынков. Всё объединено общей целью, убийства – мощный аргумент в пользу успеха друзей США и «западной демократии», один из основных «аргументов», который поддерживает деятельность иными методами.

А для создания общей обстановки стратегического благоприятствования для «большой работы» по поддержке сепаратизма и перераспределения территорий «дяди из ЦРУ» заказывают в правительстве России необходимые им реформы в области экономики, государственного управления, заказывают «полезные для западной демократии» инициативы «приватизаторов России».

Совершаемые преступления в рамках террористической деятельности иностранцы маскируют многослойно.

Например, неугоден предприниматель, его нельзя поставить под контроль или обмануть. Тогда его пытаются разорить экономически. Не получилось, тогда пытаются уничтожить его имущество под видом случайного пожара, аварии, бедствия. Не получилось и это, тогда его могут убить или покалечить «случайные пьяные хулиганы, которые учинили это по неведению и ради куража». Далее следует киллер с классическим заказным убийством, причины которого «явно экономические».

Если кто-то будет «сильно копать», то следствие можно «нейтрализовать деньгами». Если не получится, то выплывет версия случайной смерти, потом можно будет «докапать» по нарастающей: сначала будет прикрытие (маскировка) бытовым, случайным убийством, потом – убийством на почве местного экономического интереса. Если и это не поможет, тогда вылезут показания против какого-нибудь местного криминального авторитета. И уж на совсем плохой случай будут подставлены спецслужбы государства-сателлита, которым придётся «улаживать проблемный вопрос» с Россией. Истинный хозяин заказа надёжно прикрыт.

Для маскировки может быть «сдан» чин в милиции, чиновник городского управления, бывший сотрудник спецслужб. Но машина убийств, подчинённая спецслужбам США, останется всегда в тени.

Так действует костлявая «рука влияния США» в России.

Стоит ли удивляться многим странностям в нашей жизни и в деятельности правительства. Стоит ли удивляться тому, что мы узнаём о криминальной деятельности Ходорковского и Невзлина и о той поддержке, которую оказывают им из Израиля и США.

Стоит ли удивляться нынешним убийствам на Украине, сомнительной и странной карьере Бендукидзе, факту проживания в Великобритании в качестве беженца Б. Березовского, у которого так много друзей из числа чеченских террористов, часть из которых также прячется в Великобритании, на Украине или в арабских государствах, фактически подконтрольных британцам и американцам.

Стоит ли удивляться, что российские чиновники так долго ловят Басаева, что русское в России население вымирает со скорость 1,7- 3 млн. человек в год, а чеченское население растёт самыми большими в России темпами. И так ли уж случаен «недосмотр Думы и правительства» при лесной реформе, принятии закона о льготных выплатах, законов о ЖКХ. И случайно ли был принят новый закон о жилье, так полезный для «чёрных» чеченских риэлтеров-убийц и связанных с ними коррумпированных милиционеров, которые уже успели составить тысячные списки своих будущих жертв, пока ещё живущих в своих московских квартирах? Так ли случайны, естественны и нелепы некоторые смерти в Москве и России в последние 20 лет?

Но стоит помнить – нет тайного, что не стало бы явным…

Сергей ПЕТРОВ.

ДУХ ВРЕМЕНИ

Часто от христиан, считающих для себя допустимым смотрение телевизора, можно услышать такое оправдание: «Я хорошее приму, а плохое отвергну». Но так может говорить только человек, не имеющий представления о святоотеческом учении о духовной брани, о борьбе с худыми помыслами, о стяжании чистоты сердечной. Преподобный Марк Подвижник свидетельствует: «Когда ум освободится от телесных впечатлений, тогда, соразмерно с сим, он видит ухищрения врагов».

«О, Царю Христе! Мир не хочет верить, но Ты Сам уверяешь нас, что знамение не принадлежащих Тебе есть многочисленность… Образ мыслей и чувствований наиболее одобряемый нередко есть наиболее опасный», – писал святитель Феофан Полтавский. Вот почему нет ничего удивительного в том, что весьма многие прельщаются сегодня ложными чудесами.

Чтобы ясно осознать пагубность звериной системы Экрана, нужно иметь, во-первых, строго православное мировоззрение и, во-вторых, верное духовное устроение и духовно здравый образ мыслей, «духовную ясность», по выражению старца Паисия Святогорца. «Всякий верующий, – говорит старец Паисий, – который имеет верное устроение, поймет, что происходит». «Все человеки, – предупреждает святитель Игнатий (Брянчанинов), – руководствующиеся светом падшего естества своего, отчуждившиеся от руководства светом Божиим, увлекутся в повиновение обольстителю»[xvii], т. е. антихристу. И в другом месте сей святитель, указывая на главную причину падения христиан в апокалиптические времена, пишет: «Кто не же принял внутри себя Царства Божия, тот не узнает антихриста, тот непременно, непонятным для себя образом, сделается его последователем».

Современный мирской дух есть дух антихриста. Дух мира сего обезличивает. Человек, живущий «по обычаю мiра сего», духовно мертв (см. Еф. 2, 1-2). Он живет в некоем одномерном, плоском, как экран, пространстве и не видит, что на самом деле все вокруг гораздо глубже, многомернее, значительней. Величайшим врагом нашей души, врагом большим, чем даже диавол, назвал мирской дух старец Паисий Святогорец: «Он сладко увлекает нас и навеки оставляет нас с горечью. Тогда как если бы мы увидели самого диавола, то нас охватил бы ужас, мы были бы вынуждены прибегнуть к Богу и без сомнения шли бы в рай. В нашу эпоху в мир вошло много мирского, много духа мира сего. Это «мирское» разрушит мир. Приняв в себя мир сей, (став изнутри «мирскими»), люди изгнали из себя Христа».

«Дух времени таков, – писал святитель Игнатий, – и отступление от православно-христианской веры начало распространяться в таком сильном размере, безнравственность так всеобща и так укоренилась, что возвращение к христианству представляется невозможным… Христианство соделывается невидимым для нас, удаляется от нас, когда мы покушаемся убить его распутной жизнью, принятием разных лжеучений, когда мы покушаемся смесить христианство с служением миру. «Всяк делаяй злая ненавидит Света и не приходит к Свету» (Ин. 3, 2) (светом назвал Господь Себя). Ныне все, всей душой устремились к разврату, назвали его «наслаждением жизнью», – и пребывание в христианстве, возращение к христианству сделались невозможными для человечества. Для того и другого необходимо всецелое подчинение себя строгой христианской нравственности. Она воспрещает не только блуд, но и все, что приводит к блуду, чем внедряется в душу сладострастие, как то: театры, плясания, карты и прочие игры сатанинские, языческую литературу: она требует полного отречения от ветхого естества (Лк. 14, 26)» («О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви». Записки епископа Игнатия Брянчанинова. 1862 – 1866 гг.). Нетрудно догадаться, что бы говорил святитель Игнатий об Экране, живи он в наше время.

О том, как христиане последних времен должны относиться ко всему тому, что предлагает им «современная культура» в Апокалипсисе сказано предельно ясно: «Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр. 18, 4).

В Евангелии говорится, что чудеса слуг антихриста – лжепророков готовы будут подчас прельстить и избранных (Мф. 24, 24). Сегодня мы это видим своими глазами. Только самые усердные христиане отказываются от смотрения телевизора, считая это грехом. А люди неверующие, маловерующие или только считающие себя христианами, но не имеющие правильного духовного устроения и блуждающие в лабиринтах собственного высокоумия («обмирщенные» христиане), не видят в этом греха, несмотря даже на предупреждения современных старцев.

Например, старец Антоний в письме одному священнику, своему духовному чаду, пишет: «Телевизор не смотри, особенно в служебные дни. Это семейный враг, разрушитель душ и развратитель телес человеческих. Похоть, насилие, неумеренность во всем – вот что он приносит людям. Этими волнами грязи враги наши просто убивают людей, калечат сознание, лишают здравомыслия и рассудка. А помраченному уму до спасения ли? Суди сам» («Письма старца Антония»). «Имея в доме этих двоих соблазнителей, радио и телевизор, просто не скроешься от предлагаемых нечистот» («Духовные беседы и наставления старца Антония», часть 2-я).

Примечательна следующая взаимосвязь. Христиане, отказывающиеся сегодня принимать цифровые имена, не смотрят и телевизор. А те из христиан, которые любят «мир сей» и считают, что им нужно «идти в ногу со временем» и быть «современными», и телевизор смотрят, и цифровые имена принимают. Но ведь о такой взаимосвязи между поклонением образу зверя и принятием числовых имен прямо говорит Откровение! Например: «…и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14, 11); «и схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению» (Откр. 19, 20; см. также: 15, 2; 16, 2 и 20, 4). И святой Ефрем Сирин говорит: «Если кто не будет запечатлен печатью зверя, то не пленится и мечтательными его знамениями» («Слово на пришествие Господне…»)[xviii].

Обратим внимание и на следующее обстоятельство. Апостол Иоанн не случайно говорит о числовом «имени зверя» (стихи с 16-го по 18-й 13-й главы) сразу же после рассказа о ложных чудесах и о говорящей «иконе зверя» (14-й и 15-й стихи той же главы). Как мы выяснили, образ «иконы зверя» подразумевает и компьютерную технику. Значит, святой Иоанн сначала сказал о средстве внедрения в жизнь людей электронных имен – компьютере (который и хронологически появился до них), а потом уже о самих электронных, компьютерных именах. У апостола Иоанна это единый, целостный рассказ о будущей электронно-цифровой цивилизации.

Такой порядок повествования подтверждает и вывод о том, что «икона зверя» уже присутствует в нашей жизни. Ведь если нынешние цифровые имена – это те самые звериные имена, о которых говорит Откровение (а это мы считаем уже доказанным), то и «икона зверя» и вообще ложные чудеса должны уже существовать и действовать, поскольку о них в Откровении говорится непосредственно перед словами об «имени зверя».

+ + +

Итак, правильно ли ждать, что когда-нибудь, при антихристе, вдруг повсюду будут поставляться некие статуи или изображения, убивающие (лазерным лучом или еще чем-то) всякого, кто откажется перед ними поклониться? Нужно ли ожидать того времени, когда в храмы будут вносить идолов, а в православные иконы вставлять говорящие иконы зверя? Почему же мы не замечаем того, что пророчество о говорящем и действующем образе зверя исполняется на наших глазах?

Не потому ли, что сами каждый день поклоняемся этому звериному изображению, принося ему в жертву драгоценное время краткой жизни земной, эмоции и чистоту помыслов. Поэтому и не имеем духовной ясности, чтобы разглядеть очевидное. «Лицемеры! – скажет нам Христос. – Лице земли и неба вы различать умели, как же признаков «последнего времени» не распознали?» (ср. Лк. 12, 56 и Мф. 16, 3).

«Кто имеет ухо, да слышит» (Откр. 13, 9). Аминь.

ИСТОЧНИКИ

[i] См.: Good News. Bible. Today’s English Version. – The Bible Societies, Collins, p. 315. Слово life переводится как «жизнь», «живость», «оживление». Синонимом слова life в английском языке является, между прочим, слово animation (анимация, оживление).

[ii] Примечательно, что английское словосочетание motion picture (дословно – «подвижная картинка») означает – кинофильм (или просто – picture).

[iii] Communication and the Communication Arts. New York, 1955, p. 109.

[iv] Цит. по: Кукаркин А. В. По ту сторону расцвета. Буржуазное общество: культура и идеология. М., 1981. С. 185-186.

[v] Здесь и далее в квадратных скобках примечания автора статьи (священника Андрея Горбунова).

[vi] Цит. по: Стрельников Р.В. В плену у телеспрута. М., 1985.

[vii] Boorstin D. Television. More deeply than we suspect, it has changed all of us. – Life, 1971, August, p. 39.

[viii] Преподобный Амфилохий Почаевский: житие и поучения. Почаев, 2003. С. 30.

[ix] Цит. по: Православная Церковь о номерах, электронных паспортах и новом мировом порядке. М.: Изд-во «Библиотека «Сербского Креста», 2003. С. 21.

[x] Свт. Арефа Кесарийский. Толкование на Апокалипсис (13 и 14 главы). – В сб.: Иером. Христодул Святогорец. На закате свободы; Святой монастырь Большие Метеоры. Фальсификация учения о начертании антихриста. Без м. и г. С. 337.

[xi] Цит. по: Иером. Гавриил (Краньчук). Афонское приношение современной православной духовности. М., 2000. С. 106. Священномученик равноапостольный Косма Этолийский (†1779) оставил много пророчеств о будущем всего человечества и по праву считается великим пророком нового времени. Его проповеди и пророчества очень распространены и читаемы в Греции.

[xii] Прп. Лаврентий Черниговский. Житие, поучения, пророчества и акафист. Типография Почаевской Лавры, 2001. С. 119.

[xiii] См., напр.: «Усмань Православная». 2004, № 2.

[xiv] Гостев А. А. Психология вторичного образа (субъект, феноменология, функции). Докторская диссертация. СПб.: СпбГУ. 2002. Подчеркнем, что термин «иконосфера» используется в социологии и психологии средств массовой информации. В частности, его можно найти в работах А. А. Гостева в связи с изучением им психического отражения и регулирования на уровне так называемых «вторичных образов», т. е. в образах-представлениях, образах воображения и т. д. (См., напр.: монографии А. А. Гостева «Образная сфера человека». М., 1992; «Дорога из-за Зеркалья. Развитие творческого воображения». М., 1998; «Образная сфера в познании и переживании духовных смыслов». М., 2001).

[xv] Ковалев И. П. Тайна нашего времени глазами современника // «Русский Вестник». 2002, № 43-44.

[xvi] Свт. Арефа Кесарийский. Толкование на Апокалипсис (13 и 14 главы). С. 340.

[xvii] Цит. по: Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете слова Божия. Слова и речи. Т. 1. СПб., 1994. С. 72.

[xviii] Св. Ефрем Сирин. Творения. Т. 2. Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. С. 254.

 
« Пред.   След. »