КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ХРАМЕ

      За многие века существования православной церкви были выработаны и установлены определенные правила, обычаи, обряды, руководствуясь которыми и служители церкви и миряне создавали гармоничную духовную жизнь верующих людей. Здесь уместно напомнить о древнейших Апостольских правилах, правилах Вселенских и Поместных соборов, о правилах св. Василия Великого и других выдающихся Святителей православия, создавших Устав богослужения. Номоканон, Известительное учение и многое другое, чем жила и живет до сих пор Церковь Христова, непрестанно оживотворяясь благодатью Святого Духа и тем самым освещая каждого входящего в нее.
      Войдем же и мы в двери Храма Божия, но предварительно в какой-то степени настроим себя на это вхождение.
      Когда мы идем в гости, то заранее думаем о том, как и во что, одеться, какую сделать прическу, чтобы выглядеть прилично перед людьми. Тем более, когда мы идем в Храм Божий, надо позаботиться, чтоб мы прилично выглядели и в одежде своей и в своем поведении.
      Дорогое и роскошное платье не уместно будет там так же, как и неприкрытые голые плечи и руки. Как чужд брючный костюм женщине, так и не прилично на ней слишком укороченное платье.
      Желательно, чтоб голова женщины всегда была покрыта платком или другим скромным головным убором. Недопустимо раскрашивание своего лица и губ, которыми она прикасается к святым иконам и кресту, а тем более непозволительно женщине прикасаться вообще ко всякой святыне в период месячного очищения. Аромат модных духов и одеколона лучше оставить для дома. Вообще надо сделать все так, чтобы ничем не привлекать к себе внимания.
      Открываем двери Храма и, осенив себя крестным знамением, входим в него со словами: "Вниду в дом Твой, Господи, поклонюся ко Храму святому Твоему..."
      Мы вошли в Дом Божий и видим, как здесь все отличительно от нашей домашней обстановки. Особое, ни с чем не сравнимое благоухание ладана, мерцание многочисленных лампад и горящих свечей пред святыми образами, умилительное пение хора и вдохновенные возгласы священника - все это сразу каким-то непостижимым образом смягчает нашу очерствевшую душу и настраивает ее на особый, возвышенный лад. По древнему обычаю, в церкви положено мужчинам стоять на правой стороне, а женщинам на левой.
      Чтобы не нарушать такого благочиния, находясь в храме, православный христианин должен вести себя тихо и благоговейно: здесь не позволительно громко разговаривать, шуметь и тем более смеяться, суетиться, беспричинно ходить по Храму; надо помнить, что это не картинная галерея, не музей и не дом культуры, а дом Божий, таинственное жилище Царя Небесного - Самого Живого Бога.
      Молчаливым поклоном поздоровайся со знакомыми, если таковых встретишь, не любопытствуй и не всматривайся в окружающих, дабы мысленно за что-либо не осудить их, а молись с искренним чувством, внимая в порядок и содержание идущей службы.
      Молиться в Храме положено только стоя или преклоняя колена в должное время, и лишь в случае нездоровья разрешается сесть отдохнуть. По этому поводу хорошо сказал митрополит Филарет (Дроздов): "Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя - о ногах".
      В великие праздники и в воскресные дни земные поклоны не полагается делать. В эти дни делаем поясные поклоны, касаясь рукой пола.
      Осенять себя крестным знамением надо не спешно и благоговейно, соединив три пальца:
      большой, указательный и средний во имя св. Троицы, положить на лоб, на живот, на правое и левое плечо, веруя в животворящую силу Креста, которым Христос спас нас от власти дьявола.
      Согласно древней традиции христиане и по сей день возжигают восковые свечи пред святыми иконами. Такие свечи продаются в Церкви. Освященная церковная свеча - символ нашего молитвенного горения пред Господом, его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божьими.
      Когда совершается Божественная Литургия, или, как ее называют в просторечии, обедня, можно подать записочку с именами о здравии живых своих сродников или об упокоении умерших.
      Чтобы не смущаться стоимостью свечи или записки, следует помнить, что различные цены - как записок, так и свечей - отражают лишь разницу в сумме твоего пожертвования на храмовые нужды. То же самое можно сказать и о других заказах - на служение молебнов, панихид и т.д. Если вы материально стеснены, то, не смущаясь, попросите дать вам свечу, просфору или заказать молебен, совершить таинство крещения без оплаты. Поверьте, в церкви всегда с пониманием пойдет вам навстречу и продавец свечей, и священнослужитель. Так что не следует бояться идти в церковь без денег. Почему мы об этом говорим? Да потому, что далекие от церкви люди часто принимают за правду ложные слухи о том, как "обдирают" в церкви, какие там грубые священники, а старухи, что прислуживают, выгоняют из храма не так одетых женщин. Возможно, в частных случаях и были такие неприглядные поступки в той или иной церкви, но в целом церковь - единственное место, где мы можем найти утешение, духовную поддержку и материальную помощь. Мало кто знает, что православная церковь ведет большую благотворительную деятельность, оказывая всестороннюю помощь больным, многодетным семьям, беженцам, которые теперь заходят в храм чуть ли не каждый день, и всем, живущим в нужде и горе людям.
      Не мешая другим, постараемся найти себе место в храме и, вставши пред Всевидящим Богом, присоединимся к общей молитве.
      И почувствуем, как легко становится на сердце нашем, и в какие-то минуты ощутим в нем благодатный мир и тишину - неизъяснимое воздействие Божьей Благодати. А она, эта Благодать Божия, действует на всех присутствующих - верующих и даже неверующих, независимо от нашей воли и сознания. Об этом часто свидетельствуют сами люди разных воззрений и возрастов, приходящие в православную церковь.
      Благодать - это всеукрепляющая сила Божия. Это освящение души и тела Святым Духом. Оттого-то человек выходит из Храма с чувством радости, облегчения и покоя на душе. Его вера и надежда на помощь Божию укрепляется в нем.
      Все это достигается посредством молитвенного общения с Богом. Поэтому здесь уместно остановиться на таком важном аспекте церковной жизни, как молитвенное правило христианина.

 
« Пред.   След. »